Иванов, А. Н. О методах развития дивергентного мышления младших школьников // Теоретические и методические аспекты современного дошкольного образования / Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2010. – Т. 1. – С. 144-147.

ем» действительности, но предстает преимущественно как процесс выдви­ жения субъектом предположений, т.е. принципиально иной процедурой, фундаментальным условием которой становится схема личностных, в це­ лом ценностных ориентаций субъекта» [4. - С. 22.]. Именно посредством интерпретации рождается множество точек зрения на то или другое явление. В процессе дискуссии сталкиваются раз­ личные мнения, а интерпретация точки зрения, высказанной в диалоге, не менее важна, чем интерпретация текста. Совершенствуется искусство ин­ терпретации - совершенствуется дивергентное мышление. «Интерпретация базируется на индивидуальном предшествующем знании и переживании субъекта. Это все образует так называемый «инди­ видуальный смысловой контекст» [5. - С. 74, 75.]. В свою очередь данный контекст формируется под воздействием текстов и различных предметов культуры, на предыдущих этапах образования. Этот контекст представляет собой не что иное, как ценностную мотивацию. Именно этот контекст пре­ допределяет, каким будет результат интерпретации. Но данный контекст, как указано выше, сам формируется в результате интерпретации. Таким образом, вместе с развитием осуществляется и преемственность знаний, которые играют не последнюю роль. Получается своего рода замкнутый круг: знания - развитие - знания. Диалог предполагает уникальность каждого партнера и их принци­ пиальное равенство; различие и оригинальность их точек зрения; ориента­ цию каждого на понимание и на активную интерпретацию точки зрения его партнеров; ожидание ответа и его предвосхищение в собственном вы­ сказывании; взаимную дополнительность позиции участников общения, соотнесение которых и является целью диалога. К.В. Дрязгунов сформулировал требования, предъявляемые к по­ строению диалога как метода развития дивергентного мышления в ходе учебных занятий: 1. Чем больше людей выступает с собственными суждениями, тем больше шансов на его результативность. Это положение можно назвать нормативным требованием избыточности, которое реализуется через соз­ дание положительной мотивации, связанной с побудительной силой собст­ венно познавательного интереса человека. 2. При высказывании собственных мнений отдельные партнеры мо- 17 т замкнуться на них и не видеть преимуществ других суждений. Между тем диалог идет успешно лишь тогда, когда его участники умеют встать выше собственного мнения, способны посмотреть на него со стороны. По­ мочь этому можно, лишь уточняя те или иные позиции, воспроизводя сно­ ва те или иные суждения в их авторском варианте. Обобщением этого по­ ложения выступает нормативное требование отстраненности. 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz