Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры в двуязычном словаре : специальность 10.02.19 - теория языка : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук /Иванищева Ольга Николаевна ; науч. консультант д-р филол. наук, проф. В. П. Берков ; С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2005. – 410 с. – Библиогр. – На правах рукоп.

3.2.2.2. Словари-комментарии к художественным произведениям Объектами комментирования, кроме слова (присловный коммен­ тарий), могут быть тексты (текстовый комментарий) и ситуации (ситуа­ тивный комментарий). Назначение комментария в таких случаях — дать читателю необходимые сведения для того, чтобы понимать текст и ориентироваться в ситуации. Так, цель словаря-комментария к художественному произведе­ нию — дать пояснения к тексту, чтобы читатель мог глубже понять произведение, т. е. «обогатить читательское восприятие художественного произведения» (Пустовойт 1991: 5). При этом, по мнению И. В. Арнольд, комментирующая информация очень разнообразна по характеру, она может быть энциклопедической и комментировать реалии или текстовой и комментировать слова, выражения и аллюзии текста; иногда она содержит биографические сведения об авторе или текстологические данные (Арнольд 1999: 268). Особенность словаря-комментария к художественному произведе­ нию — его двунаправленность. С одной стороны, это «придаток» текста и его существование без последнего невозможно. Как указывает Ю. М. Лотман, в комментарии должны даваться текстуальные пояснения в отличие от концепционных, т. е. пояснения, которые объясняют текст как таковой (Лотман 1983: 5-7). Этим определяется содержание словника словаря: от простых реалий до сложных философских понятий (Белов 1979: 7). С другой стороны, это словарь, и ориентация на его пользователя — важное условие. Правда, важно не столько то, что пользователь такого словаря средний носитель языка, сколько то, что это носитель современного языка, а значит, комментированию подлежат либо устаревшая лексика, которая непонятна современному читателю, либо 280

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz