XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

Часть первая. Глава II. Мурманрыба: трест, объединение, главк никума в 1932 году уехали в Мурманск для работы в траловом флоте. «Было немного жаль покидать родные места, - пишет он. - Ни море, ни рыбац­ кое дело для меня не были новинкой...»* И все же на Север по собственной воле едут лишь самые отчаянные. На траулеры приходит молодежь, новые и рисковые командиры, которых надо еще организовать, обучить, заставить стать не временщиками, а хозяевами на судне. Траловый флот дает уже три четверти всего улова рыбаков Севера. Но слабая дисциплина, неумелое об­ ращение с механизмами, плохое знание правил судовождения приводят не­ опытных новичков к серьезным поломкам и авариям судов. Не все ладно было и на берегу - в порту не хватало причалов. Если флот увеличился в три раза, то причальная линия осталась старой. Механические ма­ стерские не справлялись с междурейсовым ремонтом. Береговые предприятия не успевали перерабатывать улов. О необходимости кардинальных перемен по­ нимали все - и на местах, и в центре. Приказом сверху пробовали перевести на хозяйственный расчет рыболовные траулеры и все цехи промысловых контор в Мурманске и Архангельске, механические мастерские, береговые рыбообраба­ тывающие предприятия, строительные подразделения - не вышло, потому что одного распоряжения начальства для этого недостаточно. - Очень пестрым и разнообразным был флот Мургосрыбтреста - организации, которая руководила рыбными промыслами в прибрежных рай­ онах Кольского полуострова. - вспоминает первая женщина-механик на су­ дах тралфлота А. С. Хрусталева. - В ее ведении находились рыбозаводы, рыболовецкие колхозы и артели, разбросанные по всему побережью. Флот состоял из полусотни моторно-парусных ботов, нескольких дрифтеров-бо- тов, парусников, трех старых тральщиков - «Сайда», «Треска» и «Окунь», служивших буксировщиками... Суда-«комбайны» имели смотровые бочки на мачтах и траловые ле­ бедки на палубах. Ежегодно весной они выходили в сопровождении ледокола на зверобойный промысел в Горло Белого моря, а в остальное время года занимались траловым ловом рыбы или дрифтерным ловом сельди в откры­ том море. Поэтому и называли их «комбайнами». Совершенно другую роль исполняло запорное хозяйство. Эта орга­ низация имела станции, которые вели наблюдение за миграцией мурман­ ской сельди, и как только она заходила в губы Кольского полуострова, «за- порники» перекрывали эти губы неводами. После этого сельдь «вычерпы­ вали» кошельковыми неводами колхозные боты и тральщики**. Конечно же, работа по налаживанию рыбных и зверобойных промыс­ лов на Мурманском побережье началась не с создания Муррайрыбы, да и не со дня установления на Севере советской власти. И без помощи новоявлен­ ных управленцев районного и областного (губернского, окружного) масштаба по всему побережью Белого и Баренцева морей велся рыбный и зверобойный морской промысел. * Газета «Рыбный Мурман» (№ 133 1965 года). ** Из книги А. С. Хрусталевой «Бриллианты моей бабушки» (Мурманское отделение Литфонда).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz