XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

XX век. СЕВРЫБА. Том I. ОТ МУРРАЙРЫБЫ К СЕВРЫБЕ (І920-І970-е годы) Индустриализация 1930-х годов Осенью 1930 года ГПУ (Государственное политическое управление при НКВД РСФСР, ранее - ВЧК) сообщает, что вредительская организация в пищевой промышленности полностью раскрыта, а ее главари расстреля­ ны. В Мурманске после арестов ведущих специалистов Севгосрыбтрест был ликвидирован. На его базе возникают две организации: Мурманский государ­ ственный рыбопромышленный трест (Мургосрыбтрест) и Северный траловый трест (Севтралтрест). Первому поручается облов рыбы в прибрежной полосе Баренцева моря, второй должен был развивать траловый промысел в откры­ том море. Нужны специалисты, которые бы возглавили ответственные руко­ водящие посты в новых трестах, управленцы новой формации - знающие и способные добиться желаемого любой ценой. В Москве меняется власть: блок Троцкого почти разгромлен, Сталин становится единоличным лидером партии и государства. «Мы отстали от пе­ редовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут», - изрек вождь 4 февраля 1931 года на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промыш­ ленности. Был взят курс на форсированную индустриализацию страны. Итак, расформирован Севгосрыбтрест, часть управленцев которого расстреляна, а другая часть сослана в трудовые лагеря. В Мурманский рыб­ ный порт прибывают закупленные за рубежом траулеры: «Ленин», «Комин­ терн», «Профинтерн», «Сталин», «Баклан»... Ленинградские заводы получа­ ют заказ на строительство океанских траулеров, на которые устанавливаются отечественные двигатели, котлы и все вспомогательные механизмы и обору­ дование. Одновременно в заводских эллингах находится 38 судов. «Первые два траулера были сданы заказчику в ноябре и вторые два - в декабре 1931 года. В следующем году верфь сдала 9 судов и в 1933 году - 12. Всего в Мурманск поступило 25 траулеров первой серии»*, - пишет ка­ питан С. Д. Копытов. Эти новые, более мощные суда оснащались уловистыми тралами собственной конструкции, радиоустановками. Требовались новые специалисты, качественные изменения в организации самого процесса ра­ боты. Нужны были квалифицированные кадры, взрастить которые на месте не было ни времени, ни возможности. Комплектование команд случайными людьми, приехавшими на Север лишь ради заработка, как тогда говорили - «за длинным рублем», ведет к большой текучести кадров. В Поморье, как и везде, раскулачивают зажиточные семьи, экспроприи­ руют имущество и корабли. Потомственные поморские мореходы, покинув свои дома и семьи, едут в город. Многие из них нанимаются в Мурманске на флот. Но кадров плавсостава все равно катастрофически не хватает. По всей стране идет вербовка выпускников мореходных училищ и техникумов. Капи­ тан Н. Л. Бибиков вспоминал, что все выпускники Херсонского морского тех- Газета «Рыбный Мурман» (№ 77-78 1960 года).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz