Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Мурманский траловый флот (том III) В начале 1997 года этой теме было посвящено расширенное засе­ дание президиума обкома профсоюза работников рыбного хозяйства. Что больше всего тревожило профсоюз? То, что моряк в офшорной компании лишен социальной защиты в родном государстве. «Джентльменским со­ глашением» назвал председатель профкома МТФ Борис Алексеев договор профсоюзного комитета с руководством «Атласа» и «Дельфина», так как не было законодательной базы для подобных договоров. Выступил на том заседании и председатель комиссии областной думы по рыбохозяйственной деятельности тралфлотовский капитан Вла­ димир Тюрин. Он сказал, что претензии моряков понятны: оплата экипажу 12 процентов с тонны рыбопродукции - мизер! Тем более что полученное за рейс моряк должен растянуть на последующие 6-8 «береговых» месяцев. А спорить с генеральным директором значит остаться без работы. Такой де­ шевой рабочей силы, как у нас, нет ни в одной цивилизованной стране. Надо за нижний предел оплаты взять те же 12 процентов, а в целом зарплату по­ ставить в зависимость от количества и качества продукции. Но можно ли эту проблему решить на областном уровне? Не все так просто и в вопросе медицинского страхования моряка. Допустим, фирма платит в фонд медицинского страхования, но экипаж-то в море. И там, в рейсе, моряк оказывается по-прежнему без страхового полиса. Компания «Дельфин» за два года израсходовала 485 тысяч долларов на ле­ чение моряков за границей - ни одному не было отказано. Так разве можно считать моряка брошенным компанией? Если бы флот не создал офшорные фирмы, то пришлось бы избавиться от БАТов и «Алтаев». А суда этих типов работают, и на них трудятся 3,5 тысячи моряков, имея неплохой заработок... - Я присутствую на всех собраниях экипажей: и перед их вылетом в рейс, и по возвращении. И ни один моряк не заявил, что его, мол, насильно отправляют в море, - заявил на заседании руководитель фирмы «Атлас» Растям Надыров. Итак, что же лучше, что важней для моряка: работа и неплохой зара­ боток или безработица, пусть даже с полисом медицинского страхования в кармане? Мы, понятно, хотим сразу всё: зарплату - как на Западе, а льготы - какие были в Советском Союзе. Но так не бывает и вряд ли будет. Как бы там ни было, но «несчастный» моряк заработал, например, в рейсе около шести тысяч долларов (матрос). Правда, рейс длился около 200 суток. Но за эти же 200 суток из семейного кошелька он ни рубля не взял на питание. На одежку-обувку. И за все эти 200 суток он даже представить не мог, как его молодые здоровые сверстники в Мурманске бьются в тисках безработицы и сатанеют от безденежья, от безнадежности... - Заработная плата рыбака одной и той же квалификации за одну и ту же проделанную работу в рейсе в упомянутых офшорных компаниях се­ годня в два раза выше, чем та, которую получают те, кто декларативно соци­ ально защищен, - пишет капитан тралфлота Михаил Лукашевич. - Возьмем, к примеру, страховой полис. Сколько за него ни плати, а все одно: попав в лечебное учреждение, ты по нему получишь лишь минимум услуг, гаранти

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz