Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 3. От БАТов до траулера-процессора / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 401 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Глава 6. На рубеже веков шем случае 50-60 дней. Этого мы себе позволить не можем. Вот почему, «забывая» о патриотизме, мы вынуждены продавать свою продукцию за рубежом, осваивать другие рынки, в частности - азиатский. Базируясь на иностранные порты, мы даем немалую прибыль иностранным компаниям, рабочие места их жителям, а закупая там материально-техническое снаб­ жение, топливо, сетематериалы - мы невольно способствуем гибели на­ ших производителей. Сегодня у «Дельфина» 12 «Моонзундов», 4 СТМа и одно транспортное судно. Моряк у нас работает по контракту, который он заключает с компа­ нией. Раньше разница в заработке у экипажа, сработавшего на «отлично», и экипажа, не справившегося с рейсовым заданием, составляла 15-20 про­ центов. Сейчас все зависит от конечного результата, так как экипаж получает определенный процент от реализации продукции. Так работает весь мир. Од­ нако наши моряки к этому не привыкли, и потому дополнительно, в зависи­ мости от района и объекта промысла, мы вынуждены гарантировать опреде­ ленный минимум, который компания выплачивает при любом исходе рейса... «Дельфин», который создавался для получения кредита под строи­ тельство судов и сохранение рабочих мест для наших моряков, довольно-та­ ки молодая, гибкая структура. Мы приступили к работе с октября 1994 года и способны достаточно оперативно реагировать на изменение ситуации. С нашей помощью многие тралфлотовцы сохранили работу, получают зар­ плату в валюте, что в какой-то мере защищает их от галопирующей инфля­ ции и роста цен*. Вскоре для МТФ остро встала проблема социальной защищенности моряков, работающих в офшорных компаниях «Дельфин» и «Атлас». Для справки. В 1995 году юридически созданы российским судо­ владельцем (Мурманский траловый флот) две компании, ставшие офшор­ ными: «Атлас», с численностью работников от 1500 до 2000 (в зависимости от числа арендованных судов), зарегистрирован на острове Мен (Велико­ британия), и «Дельфин» (700-1500 работников), место регистрации - порт Гибралтар. Все работники обеих компаний - моряки, уволившиеся из трал­ флота, все суда - траулеры тралового флота, переданные в аренду этим компаниям. Ничего, казалось бы, не изменилось в жизни рыбака, кроме одного - он стал бесправным. У него остались прежние обязанности, но прав в отношении своих трудовых вопросов и гарантий уже нет: трудовое законодательство РФ на работающих в офшорных компаниях не распро­ страняется. Таким образом рыбаки океанического лова, оставаясь гражданами РФ, оказались в положении изгоев: у них прерывается трудовой стаж, «за­ мораживаются» полярные надбавки, они лишены медицинского, социаль­ ного страхования и пенсионного обеспечения... Тем временем отношение руководства офшорных компаний к работникам принимает все более беспо­ щадный характер. Условия труда, его оплаты ужесточаются... * «„Дельфин”» - для тралфлота». Газета «Рыбный Мурман» от 22 сентября 1995 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz