Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Глава 3. Порт приписки - Мурманск (Севгосрыбтрест) - Трудностей без счета перед нами оказалось, - вспоминал С. Д. Ко­ пытов в газетной статье, посвященной 50-летию Советской власти. - С чего начинали промысловый флот в Мурманске ставить? С нескольких истрепан­ ных суденышек, перегнанных сюда из Архангельска. Вот уж истинно можно сказать - на одном чистом энтузиазме пришлось работать в те нелегкие годы. Вот на митинге назывались фамилии Михова, Демидова, Леонтьева, Буркова, Богданова, Самкова и многих других. Не случайно их в такой тор­ жественный момент вспомнили. Эти имена - история нашего флота. Извест­ но любому, что на лыжне по снежной целине достается больше всех тому, кто идет первым. Так было и с теми, кто первым повел в полярные моря суда создаваемого промыслового флота. 1. Общими усилиями Первое сообщение о Севгосрыбтресте в «Полярной правде» появи­ лось в середине апреля 1924 года. Газета на пятой, предпоследней странице номера сухо сообщала, что «ввиду акционирования Муроблгосрыбпрома и Архоблгосрыбпрома в Ленинграде организуется Северный Рыбопромыш­ ленный Трест» и в Мурманск «для составления плана работ нового треста прибыли председатель правления тов. Мурашов, директор-распорядитель тов. Щербаков и главный бухгалтер тов. Эппель»” . Через два месяца, в июне, «Полярная правда» в передовице хотя и коряво, но вполне определенно писала, что «теперь при объединении обл- госрыбпромов Мурманского и Архангельского, из которых последний в 1923 году на своих 14 траллерах” *добыл рыбы более, чем все вместе взятые ры­ баки Мурмана, и при предстоящем устройстве Государственной промысло­ вой базы на Мурмане расширяются в значительной степени перспективы и задачи становятся более ответственными»*"'. В этом же номере газеты сообщается о том, что «30 апреля в Мурманск вернулся с промысла при­ надлежащий Севгосрыбтресту рыболовный тральщик „Налим” с грузом све- жепросоленной трески в количестве 3895 пудов и рыбьего жира 130 пудов. В настоящее время в море работает девять тральщиков»"*". На первых порах выгружались траулеры не в Мурманске, а в Алексан- дровске, где рыбная пристань была оборудована двумя лебедками для вы­ грузки и складами для засолки рыбы. Таким образом, по весне, когда можно было брать обильные уловы трески, рыбу кругляком, в неразделанном виде доставляли на берег, тем самым сокращая сроки выгрузки и увеличивая время нахождения кораблей на промысле. Установили на пристани и паро­ вой котел для разогрева воюксы (тресковой печени). Однако для погрузки Оглядываясь на прожитые годы. Газета «Рыбный Мурман» № 132-133 1967 года. ** Газета «Полярная правда» № 19 от 16 апреля 1924 года. *** Так в газетном тексте. **** Газета «Полярная правда» № 34 от 11 июня 1924 года. ***** Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz