Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) угля, для пополнения запасов соли и льда траулерам приходилось идти в Мурманск. И все же, базируясь в Кольском заливе, а не в Архангельске, траулеры за каждый рейс экономили до трех суток промыслового времени. - К сожалению, это можно сделать только весной, когда рыба ловит­ ся на Кильдинских банках и в Гольфштреме, - писала газета. - При даль­ нейшей миграции рыбы, чтобы экономить время, необходимо иметь такие же оборудованные пристани дальше на восток: в Териберке, Порчнихе и Иоканьге, что дало бы возможность удлинить время разгрузки на Мурман и продлить навигацию*. Из вышесказанного газета делала вывод о необходимости «увеличе­ ния на Мурмане ремонтных средств и портовых сооружений, как то: больших механических мастерских, и главное - доков, что пока заставляет траулеры закупориваться в замерзающий Архангельский порт на зимовку»**. Более четко обозначил стоящую перед рыбаками задачу 5-й Мурман­ ский губернский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и рыбацких депутатов, констатируя «настоятельную необходимость создания тралловых*** баз на Мурмане, что даст экономию в расходах и тем самым удешевит продукцию, увеличит добычливость тральщика, наладит экспорт свежей рыбы за границу и послужит первым шагом к реформе обработки рыбы»*” *. В феврале 1925 года РТ-33 «Форель» сделал первый рейс в Англию, продав «буржуям» груз свежевыловленной трески. - Только на переходе на промысел экипаж узнал задание - с до­ бытым уловом идти в Англию... Работа кипела. Трал почти всегда выбира­ ли полным рыбы. Треска, как будто зная, что у рыбаков «Форели» ответ­ ственное задание, шла в трал как на подбор, - писал в «Полярной правде» А. А. Киселев (в 1970-е годы еще не профессор, а доцент, кандидат исто­ рических наук). - Приход советского траулера в английский порт был сен­ сацией... Русские моряки были тактичны, выдержаны, подтянуты. На «Фо­ рели» был идеальный порядок, что отмечали сами англичане, для которых был открыт свободный доступ на судно. И самое главное - траулер пришел с Мурмана, где «большевики арестовывают англичан. Оказывается, русские сами хотят торговать...»***** Та же «Полярная правда» весьма оперативно в 1925 году расписала этот первый экспортный рейс нашего траулера. И, надо сказать, что данное повествование вполне могло бы лечь в основу острого фельетона. Судите сами (лексика газетной публикации сохранена). Газета «Полярная правда» № 44 от 10 июля 1924 года. ** Там же. *** Так в документе. **** Газета «Полярная правда» № 22 от 18 февраля 1925 года. ***** Газета «Полярная правда», 1970 год.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz