Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) Я железная дорога, и город, и порт строились наспех, кое-как. Условия жизни были здесь очень тяжелые, - пишет о Мурманске на­ чала века И. И. Портнягин. - На стройке работало 40 тысяч русских рабочих. С Дальнего Вос 15 тысяч землекопов-китайцев, памятью о пребывании которых долгие годы оставался мурманский пригород «Шанхай». Рабочие-строители и портови­ ки, подавленные тяжелыми условиями труда и быта, работали неохотно и при малейшей возможности покидали город. Надежды, возлагавшиеся на Мурманский порт, не оправдались. Его плохое оборудование, а также малая пропускная способность железной дороги заставляли пользоваться главным образом Архангельским портом. Подобие города, подобие порта, подобие железной дороги - это было все, чем царское правительство осчастливило Мурман. В 1920 году после изгнания интервентов в Мурманске насчитыва­ лось две с половиной тысячи жителей. Все они были истомлены голодом. Представители советской власти сообщили в центр, что если не принять срочных мер, жители города перемрут". Губернский Мурманск к середине 1920-х годов насчитывал восемь тысяч жителей. Здесь соорудили деревянные пристани, ремонтные ма­ стерские, временную электрическую станцию, примитивный водопровод, самотеком подававший воду из расположенного над городом озера. Дома заменяли разбросанные в беспорядке бараки и «чемоданы» из листового гофрированного железа. Между ними были разбросаны помойные ямы и де­ ревянные будочки-уборные. Ни улиц, ни тротуаров не было. Поезда и почта приходили два раза в неделю. Сам город стоял на небольшой крутой пло­ щадке, прижатый скалистыми берегами к заливу... Конечно, сегодня, по прошествии ста лет, мы можем по-разному жи ­ вописать младенческую пору нашего Мурманска. Свои воспоминания о нем оставила и Вера Кетлинская, дочь начальника Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов (Главнамура), фактически коменданта Мурманска контр-адмирала Кетлинского, убитого в 1918 году. Сама Вера Казимировна, мурманская комсомолка и активистка начала 1920-х, стала писательницей, лауреатом Сталинской премии. Можем вспомнить и роман Валентина Пикуля «В тупике» о Мурманске тех лет - у каждого свой взгляд на прошлое. Любопытны рассказы ветеранов о том, как они собирали мо­ рошку на Пяти Углах и ловили форель в Варничном ручье - что ж , было и такое романтическое восприятие города, выпяченное цензурой советских лет. Так или иначе, но можно с уверенностью сказать, что архангельские мужики, составлявшие экипажи базировавшихся на Мурманск рыболовных траулеров, с трудом обустраивались в нашем городе, столь разительно от­ личающегося от цивилизованного и «столичного» Архангельска. Иван Иванович Портнягин, мурманский журналист, редактор газеты «Полярная правда» в 1960-е годы (в 1990-х в редакции газеты «Рыбный Мурман» работал сын Потнягина Виктор). «На траулерах в Баренцевом море», сборник к 25-летию советского рыболовного трало­ вого флота. П.; М., 1946.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz