Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

2. Траулер кормового траления Мурманский траловый флот (том I) Техническая революция промысла рыбы тра­ лом в нашей стране четко делится на два этапа. Первый: с 1920-х до середины 1950-х годов. Это пе­ риод бортовых паровых РТ, использующих уголь, а позже мазут в качестве топлива. С 1955 года начал­ ся второй этап, который продолжается до сих пор - промысел на судах кормового траления. При этом сама идея кормового траления зародилась в Мурман­ ском траловом флоте. Впервые ее выдвинул капитан К. А. Патон, а флотские инженеры и конструкторы ис­ пытали этот способ на практике. Кирилл Александрович Патон (на снимке 1940-х годов) окончил Одесский морской техникум (1924). С 1944 года в Мурманске: старший помощник, дублер капитана, с 1946-го - капитан, капи- тан-наставник на промысловых судах МТФ. Первые послевоенные годы ру­ ководил командой РТ «Мудьюжанин». Экипаж этого траулера стал первым на Северном бассейне, где закрепились постоянные кадры и, следователь­ но, повысилась квалификация моряков. В ноябре 1946 года передовой капитан выступил в газете «Полярная правда» со статьей, в которой предлагал создать судно кормового траления. Эта небольшая по объему статья называлась «Ахтертраулер - новый тип рыболовного корабля» и была опубликована под рубрикой «Какие корабли нужны рыбному Мурману». К. А. Патон Г Ахтертраулер - новый тип рыболовного корабля «В промышленности и в сельском хозяйстве с каждым годом все шире внедряются технические усовершен­ ствования, во много раз увеличива­ ющие производительность и облег­ чающие труд. Но есть еще отрасли, где техника мало двинулась вперед. К ним можно отнести и нашу рыбо­ добывающую промышленность. В з я ть х о тя бы траловый лов. И сами траулеры, даже последних лет постройки, и вся техника тралового лова, за исключением незначитель­ ных изменений, почти полностью сохранилась такой, какой она была 20-30 лет назад. Техника работы с Чь-.,"*4»;—,.— .___ тралом, заставляющая прекращать промысел уже при ветре в 6 баллов, работа команды у трала и при уборке рыбы на низкобортной палубе, под ледяными брызгами частых штор­ мов, вынос на борт добытой рыбы, неполное использование всех от­ ходов рыбы для выработки субпро­ дукции, неполноценность самой ры­ бообработки - вот основные отри­ цательные моменты современного тралового лова. К этому надо добавить, что быто­ вые условия для команд на траулерах оставляютжелать много лучшего. Надо сказать, что на судах, to -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz