Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Глава 7. Послевоенное строительство /временного типа трудно даже пред- I ставить/;ебе возможные пути ради- I кальиого разрешения этих вопросов. I Нерольно напрашивается вывод, что I н^до решительно и смело подумать І над совершенно новым типом про­ мыслового траулера, с более совер­ шенным принципом и характером работы, избавленным от основных из перечисленных недостатков. Таким типом траулера можно себе представить корабль специальной конструкции, предусматривающей работу так называемым «ахтертра- лом» т. е. тралом, спускаемым с кор­ мы, а нес борта, как происходит сей­ час. Даже самое ориентировочное представление о траулере подобно­ го типа позволяет сразу развивать самые широкие перспективы корен­ ного изменения всех производствен­ ных процессов, вносит подлинную революцию в траловое дело. Техни­ ка работы с ахтертралом смело по­ зволит производить промысел при ветре до 8 баллов, так как судну не надо будет разворачиваться бортом к ветру и волне для подъема и спуска трала, а все время держаться носом на волну. Значительно ускоряется и облегчается процесс спуска и подъе­ ма трала, отпадает необходимость в циркуляциях судна, сводится на нет опасность завертов трала и много еще различных сторон этого дела. Затем вся обработка улова пе­ ренесется с открытой палубы в за ­ крытое светлое помещение, которое можно оборудовать на твиндеке под возвышенной передней палубой, куда можно подавать рыбу, высы­ панную из тралового мешка на кор­ му любым типом транспортера. В об- 1 работке рыбы смогут принимать уча- J стие специалисты лишь этого дела, I не связанные с работой у трала, и наоборот, люди, обслуживающие трал, не будут связаны с Щібообра- \ боткой и число работников, одновре­ менно занятых у трала, можеЪ&ыть сокращено с шести до четыреtfv. а, возможно, и до трех. Это разграничит профессии, о б - \ легчит обучение специалистов, соз­ даст нормальную 3-сменную работу, ликвидирует систематическую пе­ реработку (подвахту) на промысле. Тут, безусловно, найдут достойное применение новейшие рыбообра­ батывающие машины - шкерочная, клипфискная, которые на открытий палубе едва ли когда привьются. Это позволит с меньшим числом ко­ манды значительно повысить про­ изводительность каждого траулера, далеко опередить современные ре­ корды. Наконец, на таком судне легче предусмотреть расширение жилых и бытовых помещений, что резко из­ менит культурно-бытовые условия жизни команды. Есть, конечно, и своего рода отрицательные стороны этого во­ проса. Предлагаемый тип судов по сравнению с ныне существующим будет иметь некоторые недостатки, хотя бы в возможности иметь «на товсь» только один трал Будут не- і которые неудобства при чинке трала и, возможно, еще и другие. Но надо думать, что и сама укоренившаяся система тралов далека от совершен- • ства и должна быть пересмотрена в сторону улучшения и приспособле­ ния к новым условиям. Вот основные предпосылки, за- і ставляющие самым серьезным об­ разом отнестись к этому вопросу, j поставить его на повестку судопро- » ектным организациям и органам МиЛ нистерства рыбной промышленности Западных районов СССР и, в частно- ■ сти, траловой промышленности»'. А Газета «Полярная правда» № 237 от 30 ноября 1946 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz