Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Мурманский траловый флот (том I) доставить на промысел московское начальство из Главрыбы. Так что Михов отдал швартовы на следующий день, в среду под вечер. Среди столичных пассажиров оказалась и женщина, на которую команда «тридцать девятого» потом и списала все неудачи первого рейса: затратив на поиски рыбного ме­ ста несколько дней и только-только наладив промысел, траулер был вынуж­ ден вернуться в Архангельск, едва дотянув до Фактории - кончился уголь. Недолго находился в море и Т-30 Викмана и Каска: рейс продолжался менее двух недель, считая переходы в район лова и обратно. Но успели сделать 49 тралений, взяли 2850 пудов рыбы - в основном пикши. За первыми двумя вывели в море свои тральщики Степан Копытов, капитаны Михаил и Андрей Новожиловы, Спиридон Леонтьев, Петр Катц... Именно они составят костяк траловой флотилии и впоследствии станут на­ ставниками для многих капитанов, прославивших траловый флот. Флот, днем рождения которого стало 29 июня 1920 года. Как Архангельского, так и Мурманского тралфлотов. Хотя все началось значительно раньше, еще в конце XIX века. 1. Первый трал (Мурманская научно­ промысловая экспедиция) Для поморов, жителей беломорских сел, экономическим и культурным центром был Архангельск - славный город мореходов и корабелов. Но гра­ ницы Российской империи простирались значительно дальше Беломорского Горла: Мурманский берег с рыбацкими становищами, оживавшими лишь ко­ роткими летними месяцами во время ярусного промысла, этот изрезанный скалами берег с птичьими базарами над грохочущим морским прибоем - Мур- ман оставался диким и необжитым местом на карте Архангельской губернии. За Святым Носом' в яростном взводне" сталкивались воды Белого и Барен­ цева морей. Потому-то, спеша на летний тресковый промысел, не могли по­ морские кочи обогнуть этот мыс, и, не теряя времени на ожидание попутного ветра, ватаги рыбаков-промышленников на плечах, волоком перетаскивали свои суда через перешеек, чтобы продолжить плавание. За святоносским заливом на добрую сотню верст берег уходил на запад, до неприветливого и мрачного Кильдина. Лишь редкие поселения колонистов оживляли первобытный пейзаж. От острова Кильдин вглубь материка вдавался широкий незамерзающий фьорд с удобными для от­ стоя судов безопасными бухтами. В конце залива, на слиянии семужьих рек Туломы и Колы, расположился уездный городишко. Но древняя Кола уже не могла защитить эту обширную территорию и ее немногочисленных жителей. Беспрепятственно подойдя по заливу-фьорду, английский корвет «Миранда» расстрелял из пушек и сжег Кольский острог в 1854 году. Имен- Небольшой полуостров на стыке морей. Крутая волновая зыбь, которую поднимает дующий против течения ветер.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz