Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Глава 1. Они были первыми но в те годы шла Крымская война, и нападение англичан на Колу стало от­ голоском черноморских событий. То есть Мурман к середине XIX века уже вошел в зону влияния мировой политики. И нужен был надежный пригра­ ничный форпост. Ведь там, за полуостровом Рыбачий, на самой северо-за­ падной оконечности империи и начиналась Россия. Охранять же границу надо было с моря... С чего начинается флот, без чего невозможно создать даже малень­ кую флотилию? Ты прав, уважаемый читатель, - нужен порт, надежная га­ вань с береговой инфраструктурой, то место, где могут отдохнуть как кораб­ ли, так и экипажи. Ведь даже у пиратов, этих «скитальцев морей», была своя Тортуга. И российские власти решили создать на Мурмане портовый город с коммерческой гаванью. Воплотить это решение в жизнь удалось в самом конце XIX века, ког­ да на берегах Екатерининской гавани Кольского залива были построены пер­ вые административные здания: полицейское управление, камера мирового судьи, арестный дом, а также дома для частных поселенцев, общественные бани, аптека при больнице, здание для машин электрического освещения, водопровод, дамба, гостиница. На близлежащей сопке вырос православный храм во имя Николая Мирликийского - святого покровителя всех моряков. А как иначе? Сухопутного транспортного сообщения с центром России но­ вый уездный город, названный в честь императора Александра III, не имел. Так что все упования на море, на божье провидение, а Никола здесь первый заступник... В Александровске-на-Мурмане, у самой пристани, находились скла­ ды научно-промысловой экспедиции приват-доцента Петербургского уни­ верситета Николая Книповича. Отсюда корабли экспедиции уходили в рей­ сы для изучения промысловой обстановки и гидрологии северных морей. Для нашего рассказа о событиях, предшествующих созданию пер­ вой траловой флотилии в России, прежде всего интересен тот факт, что 24 июня 1899 года, во время торжественного открытия нового города в Екатерининской гавани, состоялся смотр-парад прибывших на церемо­ нию кораблей. На рейде вместе с крейсером «Светлана» и норвежским броненосцем «Торденшельд», военным гидрографическим судном «Пах­ тусов» и пароходами Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства - на рейде на слабой волне покачивалось и уникальное суд­ но Мурманской научно-промысловой экспедиции с символичным именем «Андрей Первозванный». Пятидесяти метров в длину и метров восемь в ширину, с выкрашенными белой краской бортами, эта океанская яхта от­ личалась от других пароходов изящными обводами корпуса и щеголева­ тым видом. Глядя сверху, от храма, на стиснутую серыми сопками и ска­ лами гавань, «Андрей Первозванный» казался всего лишь нерастаявшей до середины лета льдинкой на темном блюдце бухты. Но «льдинка» эта, с мотором и парусом, на самом деле была научно-исследовательским тра­ улером, оснащенным новейшими по тем временам орудиями лова и судо­ выми приборами для изучения гидрологии моря.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz