Георги, В. С. Мурманский траловый флот. Т. 1. От первых РТ до БМРТ (1920-1955 годы) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2019. – 459 с. : ил. – (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Глава 1. Они были первыми Так, или примерно так - письменных свидетельств тому сохрани­ лось немного, - 100 лет назад начался первый промысловый рейс первого вышедшего в море тральщика первой советской траловой флотилии, со­ зданной в подотделе тралового лова оперативного отдела Беломорского управления рыбных и морских звериных промыслов (Областьрыба) при Ар­ хангельском губернском совете народного хозяйства. По сути дела, начался государственный траловый лов рыбы в России. И если о дальнейшей судьбе уехавшего вскоре на родину капитана Викмана история умалчивает, то его сменщик, капитан Каск, оставил на русском Севере заметный след, а его дети, как и отец, связали свои судьбы с морем. Надо сказать, что в те переломные для молодой Российской респу­ блики годы Ганс Янович в политику не лез. Ему, покинувшему Эстонию по­ сле смерти первой жены и приехавшему в Архангельск с трехлетней дочкой на руках, - ему давно уже перевалило за сорок, скоро юбилей, полста лет надо будет справлять. И у него была своя «республика» - новая жена в Ар­ хангельске и шестеро детей мал мала меньше. И своя политика - зарабо­ тать денег, чтобы накормить-обуть эту семью-республику. Несколько лет назад он нанялся на тральщик «Дельфин» ловить рыбу в научно-промысловой компании профессора Аверинцева. Рейсы ко­ роткие, расчет сразу. Если не было денег, то давали рыбу, которую в городе всегда можно было обменять на необходимый товар. Потом стали местные богатеи и кооператоры выкупать тральщики у военного ведомства, война ведь с немцем кончилась, хотя по России с переменным успехом громыхала война Гражданская... Как только Архангельск покинули войска Антанты и белые офице­ ры генерала Миллера, Советы прибрали к рукам, национализировали суда и причалы, склады и мастерские бывших рыбопромышленников. Вспомнил тогда Каск о капитане Микеле Викмане: хаживали они иногда друг к другу в гости, потому что вместе на одних судах промышляли, сверстниками были, в годах оба, да и, почитай, земляки - латыш Викман и эстонец Каск для мест­ ных поморов всё равно что односельчане, одно слово - прибалты. И пошли наши «прибалты» на Троицкий проспект, в Архобластьрыбу, узнать насчет работы. Подписали договор, нанялись взять на себя один из тральщиков и подготовить его к навигации. Выбрали этот, Т-30, шестого года постройки. У него и машина помощнее, и ремонт ей сделан. Даже дважды: когда еще до войны хотели передать судно Норвегии в счет погашения долга Морского ведомства; и в прошлом году, когда траулер сдали в аренду фирме купца Беззубикова и фирма отправила судно в море за рыбой, предварительно заменив изношенные детали двигателя... Только к концу июня подготовили тральщик в 1920 году к навигации. Скомплектовали экипаж, капитаном назначили Микеля Андреевича Викма­ на, штурманом - Ганса Яновича Каска. Рядом у причальной стенки стоял Т-39 Федора Михова, который тоже был готов выйти в море. Поначалу реши­ ли пойти в паре, держась двумя судами вместе - оно надежнее будет. Но Фе­ дору Михайловичу дали команду ждать, чтобы взять на борт, разместить и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz