Фёдоров П.В. Хрестоматия по устной истории Кольского Севера. Мурманск, 2012.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Сгруппируйте вышеприведенные предания (№ 3-19) по образу непри­ ятеля, а затем - по месту нападения. Сравните родственные предания между собой. Как инвариантность повествования влияет на сюжет? Что остается неизменным? 2. Предположите, какой исторический период отражает цикл преданий об Анике-разбойнике и «великане» (N° 3-6)? 3. Сравните предания о шведских и английских нападениях (№ 7-19) с до­ кументальными сведениями, вошедшими в книгу И.Ф. Ушакова «Коль­ ская земля». 3. ПРЕДАНИЯ О ПРОМЫСЛЕ В народной памяти сохранились истории о хозяйственной деятель­ ности местного населения. Примером может послужить предание о «хо­ зяине становища», известное в нескольких вариантах, в котором отражена социальная организация мурманского рыбного промысла. № 20. Предание о «хозяине» становища, рассказанное П. Малыгиным в Архангельске (запись Р. Липец) 1936 Были «хозяева» становища, как первые заселенцы. Им, когда прихо­ дили в становище, надо было платить, прежде чем промышлять. Кто день­ гами, кто рыбой, кто подарки большие делали. Колдун становища Лицы был первый населенец. Слыхал я от своего дедушки, - он сейчас покой­ ный, - кто не хотел на подарки, то начинали бороться; «Согласен ли бо­ роться?» В Койде был Федор Кренев, колдун. Они сошлись бороться. Тот ударил слабо, а Кренев сильно. На второй раз они начали сходиться, тот привез в шлюпке войско, рабочих своих, - богатый, что ли, был... А Кре­ нев научил своих: - Как они будут на судно лезть, колотите их башлугами (?) по рукам Они так и сделали, а Федор Кренев спустил им в шлюпку двухпудо­ вую гирю. Шлюпка затонула - и делу конец. Они-то выплыли все, но драться уже не стали. Криничная Н.А. Предания Русского Севе­ ра. -СПб., 1991. С. 145. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz