Фёдоров П.В. Хрестоматия по устной истории Кольского Севера. Мурманск, 2012.

№ 21. Предание о «хозяине» становища, рассказанное жителем дер. Нижняя Зимняя Золотица Приморского района Архангельской обл. Ф.Н. Шибаевым (запись Р. Липец) 1937 Был на Мурмане такой, приходил на своей лайбе, и пока ему не на­ промышляют, не позволял никому промышлять. Так было много времени, пока на промысла не пришел один наживальщик. И сказал: - Ни одной рыбины ему не дам! Хозяин его судна и остальные рыбаки говорили: - Что ты! Он нас всех убьет. - Никого не убьет, а рыбины ни одной не дам. Когда пришел тот, наживальщик отказался дать рыбы. Тот на него - наживальщик его вернул, так поборол, что тот запросил: - Спусти меня живого, больше никогда не приду. Так и было. Кто был наживальщик и откуда - неизвестно. Тот же наживальщик, у какого хозяина был, он ему дал вачеги пере­ жимать. Наживальщик спросил: - Как пережимать, посуше или помокрее? Хозяин сказал, что посуше. Он разорвал рукавицы надвое и подал. Хозяин на него было, а тот только колонул его кукишкой по голове, тот и уселся, С тех пор ни рукавиц уж не стал его заставлять выжимать, ничего. Криничная Н.А. Предания Русского Севе­ ра. - СПб., 1991. С. 144-145. ' ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.Почему социальная организация на промысле порождала иерархические отношения между промышленниками? 2.Что такое покрут? Могли ли предания о «хозяине становища» отражать проявления покрута на Мурмане? 4. ПРЕДАНИЯ О ПОСТРОЙКАХ И СООРУЖЕНИЯХ Отдельная группа преданий посвящена постройкам и сооружениям. Людской молвой распространялись легендарные истории о возникнове­ нии священных и потайных мест (храмов, поклонных крестов, подземных ходов и т.д.). 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz