Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

Внимание, мотор! Мурманское кино (Продолжение. Начало в номерах 146 - 149.) 5. ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА Две стихии - море и небо, два оке­ ана - водный и воздушный. Здесь, на Кольском Севере, они соеди­ нены, слиты. В том числе и в кино, где «мурманские» фильмы о флоте соседствуют с картинами об ави­ аторах, также отснятыми в нашем крае. О них сегодня и вспомним... В прошлом году областной центр посетил с гастролями замеча­ тельный актер Сергей Никоненко. Когда журналисты спросили, до­ водилось ли ему приезжать сюда прежде, он ответил так: - Первый раз я был в Мурманске 41 год тому назад. Режиссер Егор Щукин снимал ленту о летчиках Заполярья «Места тут тихие», я иг­ рал в ней одну из главных ролей. И все лето 66-го года, с середины июня по конец августа, мы бороз­ дили и Баренцево море, и Белое, и на Кильдин ходили, и в Мирный. Так что кое-что повидали. Трески поели. Мы ее сами и ловили. Если бы, читатель, мы могли пе­ ренестись в то давнее время, ког­ да на Северном флоте снимался первый для нашего края «авиа­ ционный» фильм, то увидели бы в Североморске живописную груп­ пу военных, одетых в непонятную смесь из меховых курток, бушла­ тов, гимнастерок, кожанок и даже сшитых вполне по моде пиджаков. Среди этого веселого и дотошно­ го народа выделялся невысокого роста моряк в мешковатой, явно с чужого плеча, форме. Он бродил по городу, то и дело забывая при­ ветствовать старших по званию, и вполне закономерно попался на глаза патрульной службе. - Товарищ матрос! - Есть! Я! - моряк подбежал к на­ хмурившемуся капитану и неловко козырнул. - Почему не отдаете честь? По­ чему так к форме относитесь? Матрос нисколько не смутился - наоборот, он засмеялся, громко, весело, чуть ли не подмигивая офицеру. И сидеть бы нескладно­ му морячку суток десять на гаупт­ вахте, но... это был Сергей Нико­ ненко, вживавшийся в образ. Так что ситуация разрешилась, к об­ щему удовольствию, улыбками, автографами и полным взаимопо­ ниманием сторон. Ленту ставили по сценарию писателя Григория Свирского, в годы войны служившего на Коль­ ском полуострове техником в гвардейском авиационном полку, готовившем к полетам самолеты Сыромятникова, Сафонова и дру­ гих прославленных асов. Однако фильм, повествующий о ратном подвиге летчиков-североморцев, не документален. Ни один из его персонажей не имеет опреде­ ленного прототипа. Более того, в картине фактически нет главного героя. И это не случайно. Ее созда­ тели хотели показать кинопортрет боевого коллектива и намеренно не делали акцента на той или иной роли. Работала съемочная группа дружно, и вскоре местные жители к ней привыкли. И уже не удивля­ лись тому, что идет по улице Ми­ хаил Глузский, игравший штурмана Братнова, что в сторонке беседу­ ют с летчиками Николай Гриценко, перевоплотившийся в полковника Фисюка, и Павел Шпрингфельд, ставший старшиной Цибулько, что удивляется июньскому снегу Ан- хель Гутьеррес - «неунывака» Сан­ чес - испанец, сыгравший испанца. Картина вышла в прокат в 1967 году и в целом была признана удач­ ной. Но не обошлось и без замеча­ ний. Пожалуй, самыми придирчи­ выми ее критиками стали именно северяне. Некоторые отмеченные ими «недостатки» сегодня способ­ ны вызвать улыбку. К примеру, ка­ питан II ранга И. Колкер в статье «Против отдельных трактовок», опубликованной 15 июня 1967 года в газете «На страже Заполярья», писал, что «кажется все же не­ правомерным, чтобы важнейшая часть смысловой нагрузки фильма ложилась... на разжалованного штурмана... Ни к чему также было называть комсоргом девушку, ко­ торая появляется в фильме лишь для того, чтобы угостить летчиков спиртом из медицинских запасов. В третьих, вызывает обиду за высокообразованных советских командиров нарочитая грубость обращения, заданная авторами сценария отдельным действую­ щим лицам». Мурманскую взлетную полосу отечественного кинематографа продолжила появившаяся в 1971 году лента «Случай с Полыниным», которой в рамках нашего цикла пос­ вящен отдельный материал. Еще два года спустя на Кольский полу­ остров приехала съемочная группа киностудии «Беларусьфильм» во главе с режиссером Игорем Добро­ любовым - лауреатом премии Ле­ нинского комсомола Белоруссии. В Мончегорске гости из союзной республики работали над эпизо­ дами цветной, широкоформатной картины «Потому что люблю», по­ священной нелегкой службе на Се­ вере молодых летчиков-истребите- лей, преемственности поколений, крепкой мужской дружбе, любви и верности. В числе авторов сценария этого фильма был Борис Трунин - сценарист «Белорусского вокзала», а главные роли исполняли популяр­ нейший Николай Рыбников и Вален­ тина Теличкина - в ту пору одна из самых востребованных артисток страны. Впрочем, хоть сколь-нибудь шумного успеха картина не имела, и ныне ее помнят разве что знатоки истории отечественного кино. Чего никак нельзя сказать о фильме «Торпедоносцы», ставшем общепризнанной классикой и за­ воевавшем не только признание критиков, но и, что гораздо важ­ нее, зрительскую любовь. Между прочим, подзаголовок «Торпедо­ носцы» был еще у фильма «Места тут тихие». Но осталась под этим именем только лента, снятая ре­ жиссером Семеном Арановичем в нашем заполярном крае. « - Кадр двести двадцать четы­ ре, дубль первый! Все приходит в движение, «полу­ торка» своим ходом пошла вдоль рельсов, по которым плавно катит­ ся камера с оператором. В кузове, свесив ноги, сидят два летчика. Один из них, командир звена Алек­ сандр Белобров, главный герой фильма, роль которого исполняет заслуженный артист РСФСР Роди­ он Нахапетов», - так описывался в «Полярке» съемочный процесс. Сам Нахапетов об этой своей ра­ боте отзывался так: - Я исполняю роль старшего лейтенанта Александра Белобро­ ва, летчика-североморца... Роль трагическая, я бы сказал, даже лирико-трагическая. Это миро­ ощущение мне очень близко как художнику. Мало кто знает, что у Нахапетова был весьма своеобразный «конку­ рент». «Главным артистом» картины Аранович называл самолет Ил-4 - настоящую фронтовую машину, которую кинематографисты «взя­ ли в аренду» у музея ВВС Север­ ного флота. И хотя «ильюшин» не летал и пришлось дополнительно использовать два авиамакета, под­ линный торпедоносец оставался незаменимым. Будущего «героя» фильма обнаружили в тундре в 1979 году, в пятидесяти километрах юго-восточнее поселка Гремиха. Отдельные части Ил-4 подняли из болота с помощью вертолета, затем вывезли, восстановили. В найден­ ном самолете обнаружили останки неизвестного летчика. Одного из тех, чьей памяти и посвящен фильм, в котором удивительно сочетается документальное и художественное, героика и быт. Хмурое северное утро застает двух авиаторов - друзей, сосе­ дей - под домашним кровом: один блаженно просыпается в постели рядом с молодой женой, другой делает зарядку, старательно «вы­ жимая» чугунный утюг. В столо­ вой их командир - подполковник Фоменко заинтересованно спра­ шивает: «А варенье какое?» И удовлетворенный тем, что оно аб­ рикосовое, отдает команду на вы­ лет. Потом начинается «работа»: среди рвущихся снарядов, взмет­ нувшихся ввысь водяных столбов самолет рвется к цели - кораблю противника. С пробитым баком, го­ рящим мотором... В титрах «Торпедоносцев» зна­ чится, что автор сценария Свет­ лана Кармалита создавала его по фрагментам военной прозы Юрия Германа. Однако у писателя нет ни повести, ни рассказа сюжетно похожего на то, что происходит в картине. «Фрагменты прозы» - это дневники и записные книжки. Кар­ малита соединила воедино записи Германа о морских летчиках, сов­ местила людей и события. Снимали картину осенью 1982 года в Мурманске, Североморс­ ке, поселке Сафоново. В то время кое-где в гарнизонах еще остава­ лись бараки военных лет, деревян­ ные «трапы» и тротуары. Поэтому почти никаких декораций созда­ вать не пришлось. Торпедные ата­ ки снимали натурально, в воздухе с помощью офицеров-авиаторов Ю. Баринова и В. Сакевича. Рабо­ та над эпизодом, где горящий са­ молет покидает стрелок-радист, шла с участием мурманских спорт- сменов-парашютистов. «Удивительное мастерство и смелость проявил при этом пра­ порщик П. Шемякин, - отмечал 9 октября 1982 года в газете «На страже Заполярья» полковник В. Бондаренко. - Вот как это было. В воздухе из вертолета выбрасы­ вается манекен с парашютом и ус­ тройством для его поджога. Сра­ зу же за ним вертолет покидает Шемякин с кинокамерой в руках. В процессе снижения он снимал горящего «парашютиста». И так дважды». В течение двух месяцев кинематографисты отсняли весь необходимый материал. Помимо «штатных» Родиона Нахапетова, Веры Глаголевой, Станислава Са- дальского, Алексея Жаркбва к работе над фильмом активно при­ влекались моряки и авиаторы Се­ верного флота, а также члены их семей. Аранович любил снимать непрофессиональных артистов. Таков был его принцип. - Зачем мне приглашать актеров из Ленинграда или из Москвы, - по­ яснял он, - если я и здесь могу най­ ти, скажем, санитарку, которая го­ раздо грамотнее перевяжет раны. Те съемки не забыты их участ­ никами до сих пор. Вот лишь неко­ торые воспоминания, собранные журналистом Ольгой Чернышевой и опубликованные в мурманской прессе. «Отлично помню, как снимали фильм «Торпедоносцы». Дело про­ исходило в авиагородке. Была та­ кая сцена, когда Нахапетов спус­ кается по трапу с сопки, вроде как зимой. Весь в коже и мехе, а вокруг северные снега. А на самом деле эти кадры снимали летом (возле памятника авиаторам Великой; Отечественной войны). Подогнали «пожарку» и всю сопку залили пе­ ной - получилась зима». «Множество дублей было снято на аэродроме в Североморске-2. Народу запомнился Садальский- болтун. А больше всего в память врезалось, ка к одного из наших- сослуживцев загримировали под' фрица, замерзшего в самолете.- Посадили в кабину и мукой об­ сыпали. Вроде ка к иней на лице. Потом эту «маску» было весело смывать». «Еще один смешной эпизод. Мане­ кен нарядили в летное меховое обо­ рудование и на окраине аэродрома сбросили с парашютом. Он упал в сугроб. «Стоп! Снято! Манекен вези­ те сюда». Когда добрались до «пара­ шютиста», то он оказался без унтов. Их долго искали, но, естественно, ' ничего не нашли. Никто не верил, что по таким сугробам можно было подкрасться и «стырить» унты. Зря не верили... Как потом перед нашей «щедрой базой» отчитывались, уму непостижимо!» «В эпизодических и массовых ■ сценах обычно был задействован личный состав ближайших авиа­ частей. Многие до сих пор вспо -' минают, что молодежь на съемках расхватала все погоны старших , чинов, а старшим офицерам при- , шлось довольствоваться тем, что осталось». На прощанье североморцы пода- ■ рили всем членам съемочной груп­ пы тельняшки. Кинематографисты уехали. Разумеется, не весь на­ работанный на Севере материал вошел в итоговый вариант карти­ ны. При монтаже были исключе­ ны некоторые массовые сцены, например прощание летчиков с погибшими товарищами. Но глав­ ное и самое важное сохранилось. Сохранилось и название картины, несмотря на то, что авторы хотели его поменять на «Если свидеться нам не придется...». Так начина­ лось простенькое четверостишие, написанное на обороте фотокар­ точки, подаренной одним из лет­ чиков своей любимой. Но эпизод с карточкой тоже пришлось убрать. Поэтому черновое название «Тор­ педоносцы» стало официальным. Лента вышла в следующем -1983 году. Когда ее впервые показали в Мурманской области - признание было единодушным. Помню, как мы - еще школьники - с упоением пересказывали друг другу отде­ льные, наиболее запомнившиеся сцены фильма. А в 1986-м картина получили Государственную пре­ мию СССР - одну из высших тогда наград. В этом году «Торпедонос­ цы» отметили четвертьвековой юбилей. С тех пор появились и дру­ гие картины о летчиках, снятые на Кольском полуострове, но роднее и дороже по-прежнему нет. (Продолжение следует.) , ____а «Торпедоносцы». Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz