Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

Внимание, мотор! Мурманское кино добавить ложку дегтя в боч­ ку меда, стал врач В. Янов­ ский, отметивший, что «на общем хорошем фоне филь­ ма проскальзывают мелочи, которых могло и не быть. На­ пример, в мешках у кузнеца Вакулы хранился древесный уголь, но вылезший из одно­ го из них казак Чуб оказался чистым, а Голова после пре­ бывания в мешке стряхивает с себя что-то серое, удиви­ тельно похожее на пыль апа­ титового концентрата. А о че­ ревичках можно сказать, что размеры и форма их все-таки не соответствуют сказочным - выглядят они слишком боль­ шими». Но в целом лента была принята чрезвычайно тепло, о чем свидетельствует и отзыв газеты «Кировский рабочий», поместившей подборку мате­ риалов о картине под общим заголовком «Очень хороший фильм!». И все-таки главной, вершин­ ной в «мурманском» периоде творчества Александра Ар­ туровича Роу стала его рабо­ та над картиной «Морюзко» в 1964 году. Сказочную зиму снимали под Оленегорском. Почему именно там, пояснил директор картины А. Малин- ский: - Вблизи вашего города есть красивые лесистые места, снег держится долго, много солнца... Это нас и привлек­ ло. На двенадцатом километре в сторону Мончегорска по­ строили декорации. Первый съемочный день пришелся на 13 марта. По старой кине­ матографической традиции накануне пустили по кругу шапку, куда каждый клал де­ нежку - сколько не жалко - на праздничный банкет по слу­ чаю начала нового фильма, и разбили тарелку о штатив ки ­ нокамеры - на удачу. Главную женскую роль - Настеньки, воплотившей, согласно мне­ нию критики, «идеал истинно русской, «тихой» красоты», исполнила Наталья Седых - в ту пору московская школьни­ ца. - Зимнюю натуру снимали на Кольском полуострове. - рас­ сказывала она. - Помню, зима в Москве уже заканчивалась, а там снега видимо-невиди­ мо! Очень красивая натура, ка к вы могли заметить. Мне пришлось временно оставить учебу в школе и ехать туда .С мамой, с учебниками. Поскольку в фильме участ­ вовали животные, киногруп­ па привезла с собой целый зоопарк: медведицу Маню, кошек, собак, птиц. Специ­ ально для сказочной тройки с Калининского ипподрома были выписаны великолеп­ ные кони. И все это большое беспокойное хозяйство раз­ местилось непосредственно в Оленегорске: актеры воз­ вращались после съемок в городскую гостиницу, там же, «на подворье», обитало кино ­ шное зверье, ну а медведица «квартировала» в пристрой­ ке у городской бани. Работа шла непросто. Был сильный мороз. Иванушка - его сыграл Эдуард Изотов - в одной из сцен в поисках Настеньки бе­ гал по лесу и постоянно про­ валивался в снег - буквально по пояс. Проваливалась спер­ ва и начинающая актриса, пока кто-то из ассистентов не догадался подложить под елку, где она сидела, фанер­ ку. Но от холода фанерка не спасала. - Фраза из фильма «Тепло ли тебе, девица?» была ох ка к актуальна, - с улыбкой вспоминала потом Наталья Седых. - Мерзла я страшно! Особенно когда сидела под елкой. У Роу был очень хоро­ ший оператор - Дмитрий Су- ренский, у него всегда тща­ тельно ставился свет. Иногда по тридцать минут. И все эти тридцать минут я сидела в кадре на снегу. Слава Богу, со мной была моя мамулечка. Она не дала мне замерзнуть - отпаивала горячим чаем, подкармливала... Вы знаете, меня поразила удивительная природа Кольского полуос­ трова и воздух... По-моему, даже на экране видно, какой он чистый! Оленегорцы помогали съемкам ка к могли. Задей­ ствована была вся местная власть: председатель гор­ совета Бондарев, директор горно-обогатительного ком­ бината Панкрушин, а также работники Дома культуры, милиция. коммунальщики, медперсонал. Опекал кине ­ матографистов секретарь парткома комбината Кавинс- кий. Участвовали горожане и в массовых сценах. Помните «разборку» с лесными раз­ бойниками. когда они были биты упавшими с неба свои­ ми же палицами. И здесь, и в других массовках играли оленегорские спортсмены, кружковцы из ДК и просто энтузиасты. Но, пожалуй, са­ мым замечательным во всем происходившем оставалось ощущение воплотившейся в жизнь сказки. - Удивительное это было зрелище. - поясняла горожан­ ка Татьяна Егоровна Полозо­ ва, - когда сани самокатные катили по снежной дороге в нашем парке, там, где летом у нас был пионерлагерь. А для Бабы-яги, роль кото ­ рой в очередной раз с блес­ ком исполнил Георгий Милляр, в заполярном лесу соорудили деревянную избушку, приво­ дившуюся в движение с по­ мощью специальных рычагов. Вторую - танцующую - сделали из поролона. Из него же изго­ товили и костюмы трухлявых пней. Согласно сценарию они нападают на Иванушку. Эду­ арду Изотову досталось: оле­ негорские статисты в образе пней весили очень даже не­ мало, и ему пришлось изряд­ но попотеть, прежде чем он сумел, ка к требовалось, вы­ бросить их из избушки на ку ­ рьих ножках. Кстати, помогли северяне и самой Бабе-яге. Константин Браславский, яв­ лявшийся тогда директором городского спорткомплекса Оленегорска, выполнял за Ге­ оргия Францевича некоторые трюки. - В картине «Морозко», - рассказывал он, - я был дуб­ лером артиста, игравшего Бабу-ягу. Летал в ступе, бе­ гал босиком по снегу, прыгал через костер - словом, высту­ пал по полной программе ска ­ зочного многоборья. Впрочем, и сам Милляр тоже показал, на что спосо­ бен, - спас фильм от уничто­ жения. Об этом позже пове­ дал второй оператор картины Владимир Окунев. - Дело было под Мурманс­ ком, в Оленегорске. Как-то мы возвращались со съемки очередного эпизода... На­ встречу местные мальчишки: «Скорее, скорее! Вашу плен­ ку водой залило!» Спусти­ лись в подвал, где хранили коробки с отснятым матери­ алом, а там потоп: прорвало трубы. Операцию спасения возглавил Милляр (в тот день он не был задействован в съемках). В одних трусах, по колено в воде, он передавал коробки с пленкой костюмер­ ше. Слава богу, ни один кадр не пострадал. В середине мая сказочный городок под Оленегорском опустел. Съемочная груп­ па, успевшая сдружиться со многими горожанами и даже выступить с импровизирован­ ной программой в местном ДК, уехала. Но сказка на этом не закончилась. Спустя семь месяцев, в декабре 64-го, на Кольский полуостров привез­ ли уже готовую ленту. - Нам советовали пере­ ждать холода и приехать к вам, когда будет тепло, - об­ ратился к зрителям со сцены Оленегорского ДК Александр Роу. - Но нам не терпелось скорее увидеться с друзьями. Ведь нас связывают более двух месяцев напряженной работы над фильмом. Нам помогали очень многие. Мы благодарны за эту помощь и самодеятельным артистам, и врачам, и работникам комму­ нального хозяйства, и мили­ ции. Мь! гордимся творческим содружеством с оленегорца- ми. А потом был сам фильм. И радость узнавания на экране - родных мест, друзей, знако ­ мых. И снова - ощущение с ка з ­ ки, воплотившейся в жизнь... Картину крутили тогда в ДК два дня при неизменно пере­ полненном зрительном зале. По всей стране и за грани­ цей «Морозко» прошел уже в следующем, 1965, году. Он завоевал Гран-при конкурса детских фильмов Венециан­ ского кинофестиваля, приз за лучший детский фильм Всесоюзного кинофестиваля в Киеве, серебряную медаль детского кинофестиваля в Тегеране. Среди главных до­ стоинств ленты рецензен­ ты в один голос отмечали потрясающую заполярную натуру. «Много прекрасных пейзажей видели мы в филь­ мах Роу, но, пожалуй, равных этому зимнему лесу нет», - писала кинокритик К. К. Па­ рамонова. Фильм был принят безоговорочно и сразу стал классическим. Но даже этот шумный успех затмила слава, ожидавшая картину в Чехос­ ловакии. С момента первого показа «Морозко», а по-чеш­ ски «Мразик», там почитают примерно ка к у нас «Иронию судьбы, или С легким паром». Без фильма Роу в Чехии до сих пор не обходится ни один новогодний праздник. Много­ летний обычай прерывался лишь однажды, когда после «бархатной революции» но­ вые демократические влас­ ти решили отвадить чешский народ от «вредной» привыч­ ки смотреть русские сказки. Мораторий длился недолго. Возмущенные чехи отвоевали право на полюбившуюся кар ­ тину, и, дабы окончательно увековечить горячую любовь к ней, по мотивам фильма был поставлен мюзикл, выпу­ щено мороженое «Морозко» и компьютерная игра с таким же названием. Вдохновленный успехом ленты. Роу строил новые пла­ ны. Он хотел организовать на Кольском полуострове филиал киностудии имени Горького, чтобы удивитель­ ная мурманская природа и впредь помогала кинематог­ рафистам создавать новые картины. Однако не сложи­ лось. По тем или иным причи­ нам замечательный режиссер не работал больше в нашем крае ни над одним фильмом. Да и вообще таких чудесных, волшебных историй с тех пор в Мурманской области не снимали. А значит - самое вроде бы время написать, ка к водится: «Тут и сказке ко ­ нец». Вот только я абсолютно убежден в том, что ска зка не кончается. Никогда. Хотя бы на экране. (Продолжение следует.) Первые пять глав исследования публициста Дмитрия Ермолаева «Мурманское кино» мы опубликовали в начале августа (№ 146 - 150). И вот - столь долгожданное продолжение темы. В ближайших номерах вас ждут рассказы о съемках на Кольском полуострове фильмов разных - о воинских подвигах и трудовых буднях, о совместной работе советских и норвежских кинематографистов, о развитии кинопроката. Автор и редакция будут благодарны вам за дополнения, уточнения и замечания. 6. ЗАПОЛЯРНЫЕ СКАЗКИ Зимний лес весь в инее с кружевным узором елок и сухих запорошенных ветвей, сияющий белизной чистого снега. Уходящие в облака, у к­ рытые туманами сопки и горы. Чистые, хрустальные, до дна прозрачные реки и озера... Тех, кто хотя бы немного зна­ ком с природой нашего края, убеждать, что на Кольском полуострове есть необыкно­ венные, чудесной красоты места, вовсе ни к чему. Они и так об этом знают. Безуслов­ но, знали об этом и кинема­ тографисты, не раз и не два Александр Роу. приезжавшие сюда в поис­ ках подходящей натуры для своих картин. В общем, рано или поздно Мурманская об­ ласть просто обречена была попасть «в сказку». А пото­ му нет ничего удивительного, что в один прекрасный день заполярные пейзажи стали частью сотворения на экране волшебного действа. Добрым чародеем, благодаря которо­ му заполярные пейзажи пре­ вратились в кадры и метры пленки, был Александр Арту­ рович Роу. Еще до войны он снимал в Апатитах кадры для своей первой полнометражной кар ­ тины - первой отечественной киносказки «По щучьему ве­ лению», появившейся в 1938 году. Эта лента, поставлен­ ная по одноименной пьесе Е. Тараховской, в свою оче­ редь вобравшей в себя сюже­ ты четырех русских народных сказок, определила судьбу начинающего режиссера. Ис­ крометный юмор, удачный подбор актеров (один только Георгий Милляр в роли Царя Гороха чего стоит!), простые, но забавные трюки (говоря­ щая щука, бегающие ведра, разъезжающая по полям и лесам печь) давали все осно­ вания расценить картину де­ бютанта ка к большую твор ­ ческую удачу. И, несмотря на упреки критики в «художест­ венной легковесности», в из­ лишнем «мистицизме», в том, что показанные чудеса возбу­ дят де у зрителей склонность к суевериям, ска зка ка к жанр с тех пор прочно утвердилась на экране. Способствовали тому и пейзажи, снятые у нас, в Заполярье. Второй раз Роу приехал на Кольский полуостров в марте 1961 года. Возглавляемая им съемочная группа киносту­ дии имени Горького работа­ ла здесь над фильмом «Ночь перед Рождеством» по одно­ именной повести Гоголя. До этого в Мурманской области снимали другие северные регионы страны, снимали Сибирь, Дальний Восток. Но Украину!!! На это надо было отважиться. Вчитаемся в дивные, почти поэтические строки классика: «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Гляну­ ли звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело ко ­ лядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапо­ гом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только загля­ дывал в них украдкою , ка к бы вызывая принаряживавших- ся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами по­ валился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле». Где найти в нашем крае похожую натуру? Роу обна­ ружил ее под—Кмршском . В поселке «13-й километр» за несколько дней возвели «настоящую» малоросскую деревушку. Белые хаты и плетни тонули в сугробах пу­ шистого снега, поодаль про­ гуливались, перешучиваясь меж собой, парубки и гарные дивчины, среди которых на­ ходились и участвовавшие в массовке кировские рабочие, студенты, самодеятельные артисты. Вот разве что дым не шел из труб, а в осталь­ ном - все было натурально. Соответствовали гоголевско­ му тексту и подобранные ре­ жиссером актерские типажи: могучий Вакула, сыг­ ранный студентом Ки ­ евского театрального института Тавровым, «красавица из кра­ савиц» Оксана - вы­ пускница студии при театре имени Франко Людмила Мызникова, неподражаемый казак Чуб, в роли которого снялся заслуженный артист РСФСР Алек­ сандр Хвыля, и, конеч­ но, та самая ведьма Солоха, блистательно исполненная Людми­ лой Хитяевой. И в повести, и в про­ цессе создания кино ­ картины больше всех досталось черту. В него перевоплотил­ ся Георгий Милляр, к тому времени уже про­ чно известный всему населению страны ка к «народная Баба-яга Советского Союза». По Гоголю его и бьют, и используют в качестве гужевого транспорта, и окунают в прорубь. Милляр был «любимчиком» Роу, его близким другом, и режиссер хотел, насколько возможно, пожалеть актера. Сцену с прорубью планировали де­ лать в павильоне, но Георгий Францевич запротестовал. Поэтому снимали вживую, на взаправдашнем заполярном водоеме. Выдержавшему не­ сколько дублей в ледяной воде Милляру впору было присваивать звание «моржа». Кроме того, костюм черта ему поначалу сшили меховой, чтобы не простудился. Но он стеснял движения, и Милляр попросил изготовить другой костюм - холодный, но легкий и обтягивающий. В нем и ра­ ботал. В декабре 1961 года в боль­ шом зале Дворца культуры комбината «Апатит» состо­ ялся общественный просмотр нового фильма. Кировчане стали первыми его зрителя­ ми. Картину представляли специально приехавшие на премьеру второй режиссер В. Д. Лосев и Чуб - он же Александр Хвыля. Отзывы о картине жителей горняцкого города, многие из которых к тому же увидели на экране себя, были восторженными. Единственным, кто решился Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz