Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

Внимание, мотор! Мурманское кино (Продолжение. Начало в н ом ер ах № 146 - 148.) 4. НА ЭКРАНЕ - ФЛОТ Помню давнее, детское: холод­ ный, давно не знавший ремонта зал кинотеатра «Родина» в Севе­ роморске. Старые жесткие сиде­ нья с облупившейся краской, пер­ вый ряд.Утренний,десятичасовой, сеанс - 10 копеек за билет. Передо мной на огромном белом полотне уходит под воду «щука», погружа­ ется. оставив на палубе команди­ ра, ценой жизни спасающего от гибели лодку и ее экипаж. На это невозможно смотреть безучаст­ но, и соленая влага скапливается в уголке глаза, а потом, начинает медленно сползать по щеке. Я не смахиваю ее, потому что все равно в темноте никому ничего не видно. Прикосновение слезинки неожи­ данно согревает озябшую кожу. И на сердце тоже тепло - ведь все, о чем повествует фильм, близкое, родное. Пройдешьотсюданесколь- ко сотен метров, и уже залив, при­ чалы, корабли. В нашем классе у многих отцы военные. И мой тоже. Флот - короткое, как выдох, емкое слово присутствует здесь всегда, даже если речь идет о чем-то дру­ гом. Флот наполняет собой жизнь вокруг, придает ей особый смысл. Мы, дети, это чувствуем и сопере­ живаем. В том числе и в кино. Все началось в 1947 году, когда на Кольский полуостров приехал «Чапаев всех времен и народов» Борис Бабочкин. Приехал уже не как актер, а как режиссер, чтобы снять картину о действиях одно­ го из надводных кораблей Се­ верного флота во время войны. Съемки проходили в Полярном и на других флотских базах. Для подыскания лучшей «натуры» ки­ ногруппа на одном из судов выхо­ дила в открытое море. Фильм на­ зывался «Повесть о «Неистовом» и был сделан в рекордно короткие сроки. Первым съемочным днем стало 23 июня, а к 22 ноября лен­ та была окончена. Характерная деталь эпохи: коллектив кинема­ тографистов во главе с Бабочки­ ным победил в соцсоревновании, и ему было вручено переходящее Красное знамя - за быстроту. О своих героях-моряках режиссер писал: «Мне хотелось сделать их типичными, подчеркнуть в них не столько различие их индивидуаль­ ностей. сколько черты, общие для всех советских моряков. Такими чертами, по-моему, являются пре­ данность родине и долгу, чувство коллектива, скромность, душев­ ность и полное отсутствие сенти­ ментальности». Пока шла работа над «Повестью», пресса писала о ней с придыханием - еще бы, ведь снимал признанный киноклассик. После выхода фильма ситуация изменилась. Бабочкина упрекали в отсутствии героики, в обыден­ ности всего происходящего на эк­ ране. Оправдываясь, он отвечал критикам: «Я люблю действитель­ ность, окружающую меня жизнь неприкрашенной и считаю, что наша жизнь не нуждается ни в ка­ кой лакировке». В общем, первый блин вышел отчасти комом. Пропустим примерно четверть века и откроем флотскую киноис­ торию нашего края на главе под названием «Командир счастливой «щуки». Бригада подводных лодок серии «Щ», действуя на вражеских коммуникациях, наносит по нем­ цам удар за ударом, торпедируя транспорты с войсками и оружием. Дерзость и боевая удача одной из этих лодок, прозванной «счастли­ вой», вызывает серьезную тревогу в фашистском штабе. Командиру соединения противолодочных ко­ раблей приказано любой ценой потопить советскую субмарину. Начинается поединок, завершив­ шийся памятным мне с детства жертвенным подвигом. В отличие от «скорострельно­ го» Бабочкина режиссер Борис Волчек работал над своим новым фильмом два года. - Я побывал в Заполярье, - рас­ сказывал он потом, - и решил: снимать будем здесь. Здесь сама обстановка, сама природа спо­ собствуют раскрытию героичес­ кой темь;. Готовились кинодеятели основа­ тельно: на заводе «Севморпуть» сделали «счастливую «щуку», подогнав под соответствующие формы дизельную лодку 611-го проекта. Съемки продолжались несколько месяцев. Почти еже­ дневно подводники вместе со съе­ мочной группой выходили в море. Сотни погружений и всплытий, различных маневров - так, кадр за кадром создавался фильм. За­ канчивали картину в павильонах студии «Мосфильм». Там в нату­ ральную величину были воссозда­ ны отсеки подводного корабля, где и разворачивалось действие. В фильме играли известные артис­ ты. Роль командира лодки Алек­ сея Строгова. кстати, ласково называвшего своих подчиненных «щукарями». исполнил Петр Ве­ льяминов. комиссара Шеркниса - Донатас Банионис. Участвовали в эпизодах и моряки подводной лодки, на которой проходили съем­ ки. Позже на страницах «морского сборника» Вельяминов вспоминал об этой работе: «Первой мыслью было: «Справ­ люсь ли?» Не шутка - командир подводного корабля! Ведь зритель, особенно из числа специалистов не потерпит ни малейшей фальши. Для начала перечитал мемуары командиров подводных лодок. А потом, когда прибыли для съемок в Заполярье, подолгу беседовал с подводниками... Не скрою, на меня, Донатаса Баниониса, других артистов, режиссеров, операторов огромное впечатление произвели подводники. Нелегкая у них служ­ ба, суровы условия Заполярья. И как просто, без тени геройства де­ лают они свое дело. Нас поразили их повседневное мужество, ярко выраженное чувство долга и какая- то особая житейская мудрость». Картина, хоть и была не без ог­ рехов, все же. по общему мнению, удалась. Первыми ее увидели мо­ ряки-североморцы летом 1973 года. Тогда же, как признание за­ слуг, кинематографистам были вручены «командирские лодочки» - нагрудные знаки офицеров ВМФ, допущенных к управлению под­ лодками. Почти одновременно с лентой о «счастливой «щуке» на Северном флоте снималась другая картина - «Океан». В мае 1973 года в Северо­ морске, на улицах Морской и Сивко, где работали кинематографисты, можно было увидеть, как по припо­ рошенной снегом сопке шли. взяв­ шись за руки, две девочки-близняш- ки, а рядом с ними - морской офицер. На лицах девоиек - радость. Сегод­ ня они отправились гулять вместе с папой, только что вернувшимся с моря. Капитан второго ранга тоже довольно улыбался, по-доброму жмурился от веселых солнечных лучей. Стоит ли говорить, что се­ мейную вылазку «на природу» со­ провождали автомобили с эмбле­ мой «Мосфильма», а офицером был артист Николай Олялин, игравший командира противолодочного ко­ рабля Александра Платонова. Роль Олялину нравилась. «Образ Платонова. - пояснял он корреспонденту газеты «На стра­ же Заполярья», - мне дорог тем. что в его характере и поступках выражены большие мысли о чело­ вечности, о нашей морали, о сути истинного товарищества и воинс­ кого долга. За годы службы в Во­ енно-морском флоте Платонов не только приобрел жизненный опыт, но и стал коммунистом в самом высоком значении этого слова, ко­ мандиром корабля, которого зна­ ют и любят подчиненные». Сюжетную основу картины со­ ставила переработанная для кино пьеса Александра Штейна, автора сценариев к фильмам «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». Окончили военное флотское училище три друга. Каж­ дый пошел своим путем. Один - Слава Куклин - стал «сухопутным» моряком, служакой, приспособ­ ленцем. Второй - Саша Платонов - командует кораблем, решителен и смел. Третий - служащий под его началом Костя Часовников - то ли моряк, то ли поэт, сомневающийся в правильности сделанного выбо­ ра. Часовников решает оставить флот и посвятить себя литерату­ ре. Начальство медлит с ответом, а его друг и непосредственный начальник Платонов категори­ чески против. На этом и строится интрига. В финале Часовников ре­ шает навсегда остаться на флоте. Фильм был двухсерийным, цвет­ ным и снимался не без проблем. - Ехали мы в Заполярье с на­ деждой застать зиму, - огорченно сообщал журналистам режиссер картины Юрий Вышинский, - но на­ турные съемки... пришлось вести с некоторой поправкой. Завозили снег, включали ветродуй. Имити­ руя пургу, использовали мелко на­ резанную папиросную бумагу. Так что погода не очень-то считается с насущными потребностями и за­ просами «киношников». В картине был собран неплохой актерский ансамбль. Помимо Оля­ лина - Борис Гусаров. Кирилл Лав­ ров, Армен Джигарханян, Татьяна Самойлова, Наталья Белохвости- кова. Трудились они азартно, ув­ леченно. Однако с каждым днем подправлять и редактировать се­ верный климат становилось все труднее, и в конце концов работу решили продолжить в павильонах. Съемочная группа уехала. Год спус­ тя фильм был закончен. А когда картину показали по всей стране, на нее обрушился в соответствии с названием целый океан критики. Вот типичный образчик, взятый из статьи «Упрощение конфликта», опубликованной 14 ноября 1974 года в газете «Водный транспорт»: «Есть немало оснований полагать, - рассуждает ее автор А. Александ­ ров. - что в конфликте между Пла­ тоновым и Часовниковым сегод­ няшний зритель увидел недоверие к человеку И действительно, Пла­ тонов. искренне желая добра това­ рищу, действовал по примеру неко­ торых руководителей 40-х годов, как говорится, загонял человека палкой в рай... Вера Платонова ос­ новывается, прежде всего, на его собственном непререкаемом убеж­ дении, что «Часовникову нужен флот, а флоту Часовников». Это уже не вера, а волюнтаризм. Ни сам Часовников, ни флот не упол­ номочивали Платонова решать за них, кто кому нужен». И сам Олялин рассуждал о фильме и о своей роли уже совершенно по-другому. «Фильм неудачен, - отвечал он на соответствующий вопрос в газете «Комсомолец Заполярья». - Нет в нем тех людей, которых я уважаю и люблю. Вспоминать о нем, вот честное слово, больно. Ну, это у актеров к сожалению бывает не­ редко. Когда все твои творческие планы и замыслы разбиваются о множество... объективных факто­ ров... Это теневая сторона нашей работы». Тем не менее лента получилась знаковой. И прежде всего потому, что в ней впервые показали «лиш­ него» флотского человека - из тех, что в послеперестроечные годы, не найдя себя, во множестве увольня­ лись, уходили в запас. В семидеся­ тые, конечно, проблема не достига­ ла таких масштабов, но симптомы болезни определены верно, типаж схвачен четко, так что картина, на мой взгляд, пострадала больше по идеологическим, чем по художест­ венным. причинам. Оставим позади почти десятиле­ тие и из длинного перечня картин о флоте выберем еще одну - «Прав­ ду лейтенанта Климова». Для мур­ манчан знаменательна она прежде всего тем, что сделана по сцена­ рию нашего земляка - писателя Ле­ онида Крейна, представляющему собой его же переработанную по­ весть «Дуга большого круга». Этот фильм, поставленный режиссером Олегом Дашкевичем. - о подводни­ ках, об их повседневной службе, в которой есть место и обыденному, и героическому. Снимался он в на­ чале восьмидесятых в различных частях Северного флота. Главные роли исполнили популярные ак­ теры Андрей Ростоцкий и Юрий Каморный. К примеру. Ростоцкого, по воспоминаниям очевидцев съе­ мок, можно было встретить летом 1981 года в Североморске возле морского вокзала и легко узнать среди других находившихся там же флотских офицеров. Ведь, не­ смотря на теплую погоду, носил он черную фуражку и шинель, в то время как на остальных моряках были белые фуражки и «форма три». Что делать, согласно сюжету лейтенант Климов прибыл к ново­ му месту службы зимой. Картина вышла на экраны в 1982 году. Она получилась добротной, но особых лавров не снискала. И все же - ос­ талась памятной страницей в исто­ рии мурманского кино. Флотские фильмы последних лет требуют отдельного разговора. Пока же, подводя итоги, замечу, что ленты, о которых шла речь, - из самых интересных, неординарных. А в целом качество многих филь­ мов о флоте, к сожалению, остав­ ляло желать лучшего. Им часто не хватало глубины, знания морской службы, понимания флотских про­ блем. Еще в середине семидеся­ тых офицер-североморец капитан Іі! ранга Е. Никифоров высказался по этому поводу так: - Флот не дол­ жен служить лишь фоном, местом действия... Флотскому зрителю (да и не только флотскому) нужны не произведения однодневки с лен­ точками и якорями - внешними ак­ сессуарами морской формы, а та­ кие фильмы, где ставятся большие вопросы жизни военно-морского флота, где конфликты раскрыва­ ются с суровой и неоспоримой ху­ дожественной правдой». С ним и сегодня нельзя не согласиться. (Окончание следует.) Кадр из фильма «Повесть о «Неистовом» -.5 «аа . ......... . Кадр из фильма Командир счастливой «щуки> Дмитрий ЕРіѴ 11 "В

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz