Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

22 IМУРМАНСКИЙ ВЕСТНИК • № 76 (4969) • суббота, 30 апреля 2011 !мурманское кино зз. Первый Петя Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области И нформация о том, что под Кандалакшей скоро нач­ нутся съемки художествен­ ного фильма «Петя по дороге в I Царствие Небесное» появилась в мурманской прессе... в конце 1991 года. Предвижу недоумение _ дотошных читателей - автор, мол, I сам не знает, что пишет. Ну отку- а да взялся 1991-й год, когда всем известно, что съемки проходили ~ в 2008-м, а сама картина вышла в 2009-м? Да и вообще, об этом I «Пете» столько всего уже было. I К чему лишний раз воду в ступе I толочь? А может, он его с другой I лентой перепутал? Не спешите I с упреками. Все тут верно - и на­ звание, и дата. Вот только мало кто сейчас помнит, что «Петь» на самом деле было два. И один имел все шансы попасть на экра­ ны на 17 лет раньше другого. Но не попал. Не будем, однако, забе­ гать вперед. Все началось с того, что сце­ нарист «Ленфильма» Михаил Ку­ раев стал известным писателем. Его первая повесть «Капитан Дикштейн» долгое время лежала в столе, затем последовательно ■ была отвергнута «Невой» и «Зна- I менем». А потом попала к акаде- I мику Дмитрию Сергеевичу Лиха- II чеву и очень ему понравилась. С подачи Лихачева ее опубликовал «Новый мир». - Сергей Павлович Залы­ гин, главный редактор «Нового мира», прочитав «Дикштейна», сказал: «Это печатаем. Давайте еще...», - вспоминал позже Кура­ ев. - Предполагалось, что у меня в столе куча рукописей. Исписан­ ной бумаги было немало, но ни­ чего законченного, отделанного не было. Все радости и печали коллективного творчества были мной сполна испытаны, и я пре­ дался удовольствию от начала до конца делать вещь, что называ­ ется, своими руками, без оглядки на режиссеров, актеров, смету, погоду и черта в ступе, сопровож­ дающих кинопроцесс. Ушел со студии и занялся исключительно сочинительством. Я до сих пор не могу понять, как я написал повесть о Пете. Это какая-то загадка. Обычно пишу медленно, а здесь все случилось за какие-то два-три месяца. В марте я ездил в Америку в университет, в июле принял участие в конференции в Сан-Франциско. Между этими по­ ездками как-то сама собой поя­ вилась эта повесть. Писалась она легко, потому что мне не нужно было ничего сочинять: ведь ис­ тория Пети произошла на моих глазах в начале 50-х под Канда­ лакшей, где мой отец был началь­ ником строительства первой в мире подземной электростанции. Действительно, произведение во многом списано с натуры, с событий, памятных автору по его , кандапакшскому детству. Іород- ^ ской дурачок Петя вообразил, а что он милиционер, поборник I справедливости и порядка,более I того, инспектор ГАИ. У него есть казенная портупея и милицей­ ская фуражка, а в настоящей ко­ буре пусть и деревянный, но все- _ таки пистолет. Никто не пытается 1 разубедить его в таком безобид- 1 ном посягательстве на власть. I Даже машины начальника стро­ ительства и главного инженера останавливаются по его требова­ нию и деликатно «инспектируют­ ся» Петей. Его удостаивает благорасполо­ жением первая местная красави­ ца, жена полковника госбезопас­ ности Богуславского, начальника нескольких исправительно-тру­ довых лагерей. Даже заехавший на несколько часов в поселок кандидат в депутаты Верховного Совета СССР, народный артист Николай Черкасов дарит свой привет и улыбку Пете лично. А затем наступает роковой март 1953-го, умирает Сталин. Из ла­ геря убегает зек. Петя пускается в погоню за беглецом по снегу, в сопки вместе с поднятыми по тревоге солдатами и охраной. И - погибает. По словам Кураева, «это история о траги­ ческом самоубийстве любой власти, которая не осознает себя». «Петю» опубликова­ ло «Знамя» во втором номере за 1991 год. По­ весть заслужила добро­ желательные отзывы критиков. Комментировали ее и в нашем крае, а один из самых из­ вестных мурманских краеведов, профессор Алексей Алексеевич Киселев, даже указал на неко­ торые исторические неточности произведения. Тогда же новой кураевской вещью заинтересо­ вался режиссер «Ленфильма» Искандер Хамраев. И, не медля, предложил автору сделать по ней сценарий. Последнему опы­ та подобного рода работы было не занимать, и спустя несколь­ ко месяцев сценарий был готов. Поначалу снимать хотели под Санкт-Петербургом. Но Кураев настаивал на Кандалакше - для большей достоверности. И угово­ рил кинематографистов посетить Кольский полуостров. - Группа киностудии «Лен- фильм» приехала со мной по­ смотреть, каково в Кандалакше теперь, можно ли восстановить обстановку 1953 года, - пояснял писатель в октябре 1991-го. - И вот здесь огорчения и радости пе­ реплетаются. Что огорчительно? Мы не увидели на Ниве-3 того, что искали. Но это огорчило про­ фессионально, а по-человечески я радовался, что не осталось ба­ раков, что поселок преобразился. Однако снимать здесь пятьдесят третий год нельзя... Мы поехали искать места возможных съемок. И тут-то профессиональное удов­ летворение переплелось с чело­ веческим огорчением: поселок Зеленоборский такой, каким он был в пятидесятые годы. Кроме некоторых вкраплений, рисунок поселка остался старым. Киногруппа уделила немало времени общению с кандалакша- нами. Причем не только в поис­ ках натуры для съемок, но и, так сказать, в официальном порядке. Встреча со зрителями в клубе на улице Советской закончилась по­ казом ленты «Строгая мужская жизнь», поставленной по сцена­ рию Кураева. Творческие вече­ ра прошли также в центральной городской библиотеке и в при­ городном совхозе «Кандалакш­ ский», расположенном в деревне Лувеньге. Для организации съемок непос­ редственно на месте событий, происходящих в повести, нужны были дополнительные средства. Финансовый вопрос решался непросто, и, прорабатывая его, директор картины Татьяна На­ умова приглашала предприятия и бизнесменов Мурманской облас­ ти войти в пай с существовавшим тогда на «Ленфильме» объеди­ нением «Диапазон» - на акцио­ нерных началах. Увы, никто не откликнулся. Но дело потихоньку шло вперед, будущий «Петя» пос­ тепенно обретал все более конк­ ретные очертания. - Очень просто делать истори­ ческую картину, - рассказывал художник будущей ленты Исаак Каплан. - Работая, скажем, над «Дамой с собачкой», мы поехали в Ялту, в музей Чехова. Есть та­ кой музей и в Москве. Обложи­ лись литературой. У меня было такое впечатление, все знаю про Чехова, все знаю про даму, собачку. Еще проще с Шерлоком Холмсом: сами понимаете, в Лон­ дон мы не ездили - сни­ мали не дальше Риги и Ленинграда. Были даже книги, где описывалось, в какой стране, как и какой рассказ о Холмсе снимался. Иное дело с «Петей»: знал только то, что прочитал в по­ вести. Поэтому было очень ин­ тересно поехать в Кандалакшу и увидеть всю эту атмосферу... Дело в том, что Россия-матушка в этом отношении удивительная страна. Так бережно все сохраня­ ется... Мы нашли столько кусков, где можно спокойно снимать 40-е, 50-е, год смерти Сталина. Но это не только у вас - по всей стране. Абсолютно. - Поездили и начали ощущать всю ту атмосферу, в которую должны погрузить и события, и наших героев, - делился впе­ чатлениями на страницах газе­ ты «Нива» оператор Владимир Бурыкин. - Сами люди, их лица, повадки, пейзаж, постройки - структура жизни да еще обще­ ние с автором - все чрезвычайно важно. Постепенно начинает вы­ страиваться как бы пластичес­ кая ткань фильма. Пребывание ленфильмовцев в нашем крае было недолгим. Они уехали, чтобы вернуться в феврале следующего, 1992 года вместе с режиссером Исканде­ ром Хамраевым для решения очередных организационных воп­ росов. В тот приезд были опреде­ лены конкретные точки съемок, подобран и одобрен интерьер. Причем кое-где ничего не при­ шлось менять - все оставили как есть, поскольку фактура полно­ стью соответствовала сценарию. Удалось наладить самые дружес­ кие отношения с администрацией Зеленоборского, которая обеща­ ла оказать мастерам экрана всю возможную помощь. Дорожные эпизоды и финальные сцены ре­ шили снимать в районе перевала по дороге на Умбу. Для участия в картине пригласили кандалак- шанина Виктора Кобиняка, ут­ вердив его вторым режиссером. Он в срочном порядке заняла подбором типажей для массов1. _ Строительство декораций реши- « ли начать в первых числах марта, й Съемки планировались на март- § апрель. Казалось, процесс рабо- е ты над лентой уже набрал ход и jj остановить его невозможно. Но I вдруг фильм застопорился. И ви- ѳ ной тому был актерский вопрос. - Тут у нас две актерские ло­ вушки, - сообщал Кураев кор­ респонденту «Нивы». - Помимо главного героя, Пети, вторая роль - хотя и занимает значительно меньше места - по трудности по­ иска исполнителя еще сложнее. Нужен... Черкасов! Однако первоочередной про­ блемой стал все же подбор ис­ полнителя на главную роль. - Вся сложность постановки данной картины в том, - объяснял Владимир Бурыкин, - чтобы Пет не вызывал ощущения больног^. нездорового человека. Скорее, должна быть обратная реакция: окружение - больное. Актеры для второстепенных персонажей уже были найдены и, по словам Кураева, совпадали с его «представлением о прототи­ пах». Но человека, сумевшего бы перевоплотиться на экране в ду­ рачка Петю, который, по повести, «не знап, что он глуп, и потому не старался быть умным», режиссер в итоге так и не отыскал. Это послужило толчком к развалу всего проекта. Ну в са­ мом деле, как снимать, если нет главного героя? Какой фильм без центрального персонажа? Правильно, никакого. И вскоре, по взаимному согласию всех за­ интересованных сторон, картину закрыли. А сценарий пришлось отложить до лучших времен. Как выяснилось впоследствии, они наступили уже в следующем веке. Точнее, в 2007-м, когда сде­ ланная на нашем северном мате­ риале кураевская вещь, нисколь­ ко не устаревшая за прошедшие полтора десятка лет, заинтересо­ вала режиссера Николая Доста- ля и стапа-таки фильмом «Петя по дороге в Царствие Небесное», получившим в 2009 году главный приз Московского кинофестива­ ля. «Петей» номер два. То, как его снимали, вы видите на сним­ ке, а первому «Пете» стать вот такой живой реальностью не до­ велось - он так и остался лишь в замыслах и планах... (Продолжение. Начало в № 146 - 150, 237,238, 241,245, 247 за 2008 г.; №49, 52, 54, 58, 63, 130, 133, 137 за 2009 г.; №90, 95,104, 139, 142,147,151,156 за 2010 г.; №51,56,61,71 за 2011 г.). Как снимать, если нет главного героя? Какой фильм без центрального персонажа? Правильно, никакого. И вскоре, по взаимному согласию всех заинтересованных сторон, картину закрыли.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz