Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

22 IМУРМАНСКИЙ ВЕСТНИК • № 84 (4977) суббота, 14 мая 2011 мурманское кино 34 .Горячие страсти на вечной мерзлоте Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области Вера Марецкая в фильме «Член правительства». I П o телевизору пока­ зывают старое кино. Вижу, как маленькая женщина с гладко заче­ санными назад волосами поднимается на трибуну. Слышу, как произносит она до боли знакомое, вошед­ шее в поговорку: «Товарищи депутаты! Вот стою я пе- . ред вами, простая русская I баба...» Вспоминаю, что для зимней натуры к этой \ картине были использова­ ны пейзажи нашего края. 3 апреля 1939 года газета I «Кировский рабочий» со- ' общила, что в Хибины при­ ехала группа сотрудников «Ленфильма» под руковод­ ством режиссера Хейфица, а в роли колхоза, возглавля­ емого героиней неповтори­ мой Веры Марецкой, мест­ ный совхоз «Индустрия». Думаю, если отбросить не­ избежный для того времени идеологический антураж, I фильм «Член правительс­ тва» вполне можно считать классической мелодрамой. І Как и многие другие карти­ ны, снимавшиеся когда-то на Кольской земле. Судите сами. Мелодра­ ма - жанр, раскрывающий духовный и чувственный мир героев в особенно яр­ ких эмоциональных обсто­ ятельствах на основе кон- I трастов наподобие добра и зла, любви и ненависти. И этого в ленте - с лихвой. I Взять хотя бы сцену, где от Марецкой - Александры Со­ коловой уходит муж Ефим, которого сыграл Василий Ванин. Медлит, топчется около стола, а потом, ког- ; да жена, взвыв, повисает І на нем, смотрит в сторону наигранно-суровым взгля­ дом. Поступает он так не из мужского самомнения, а из растущей неуверенности в себе. Ведь его любимую Саню поставили предсе­ дателем, а с ним, главой семьи, никто даже не посо­ ветовался. И когда Алексан­ дра, сделав выбор, вдруг поворачивается к нему спи­ ной и с отрешенным видом складывает руки на груди, Ефим рывком бросается к двери. Его уход - трагедия для обоих. Потом, в конце, он возвращается. Входит в избу, долго вглядывается в спящего сына. Александра сперва застывает на мес­ те, а после птицей летит к мужу, прижимается к нему, лепечет радостно и жа­ лобно: «Батюшка ты мой, вернулся ты ко мне, жемчу­ жинка. А я уж тебя малень­ ко подзабывать стала, а все зову, все зову ночами...» И сколько бы ни произносила Соколова в фильме громких слов о достижениях нового социалистического строя, в памяти остаются имен­ но эти - тихие, о счастье и любви. Мелодрама - это всегда сильные чувства, страдания и страсти. Подобные тем, что посетили в Мурманске Сашу Агафонова из кино­ картины «Четыре страни­ цы одной молодой жизни». Лента из четырех новелл, и в одной из них Саша приез­ жает к нам и устраивается работать водителем автобу­ са. Дальше - по сценарию, написанному Верой Пано­ вой: «На остановке стоит веселая компания. Саша тормозит, открывает дверь. Входят моряк в чинах и та женщина и еще несколько человек. Они рассаживают­ ся по креслам, моряк оста­ навливается над женщиной, между вошедшими продол­ жается шутливый разговор, начатый на остановке. - Ладно, ладно! - говорит моряк кому-то. - Честное слово, выкра­ ду, - отвечает ему товарищ. - Такую красавицу грех не выкрасть. Ты пока плавать будешь - выкраду. - Не такой человек Іуса- ров, чтоб у него жену выкра­ ли, - говорит моряк. - Ты как считаешь, Полина? - Я недоступна, как север­ ное сияние, - шутит Полина, и Саша смотрит в зеркало и видит Полину и ее глаза. Он останавливает авто­ бус, выходит из кабины и подходит к ней. - Здравствуйте! - говорит он радостно. - Наконец-то я вас встретил!» Эпизод с автобусом и некоторые другие сцены снимали в Мурманске вес­ ной 1966 года. В веселую компанию перевоплоти­ лись участники художест­ венной самодеятельности Дворца культуры имени С. М. Кирова. - Здесь, в Заполярье, были сделаны первые съемки но­ вого фильма, - рассказывал корреспонденту «Полярной правды» режиссер Резо Эсадзе. - Мы торопимся за­ хватить вашу зиму, серую, мглистую полярную ночь. И хоть, судя по календарю, полярная ночь уже закон­ чилась, два раза в сутки - в 4 часа утра и 9 часов вечера - нам удалось отснять нечто похожее на нее. Лента «Четыре страницы одной молодой жизни» вы­ шла на экраны в 1967 году и получила неплохие отзывы критиков. Ее мурманская новелла заканчивается привычно: пережив мимо­ летное увлечение Сашей, красавица Полина возвра­ щается к мужу, а сам герой уезжает в Среднюю Азию - забыть любовь. Еще одна сложная ситу­ ация, исполненная сильных эмоций, представлена в фильме «Мачеха» по од­ ноименной повести Марии Халфиной. В семью Павла Олеванцева неожиданно приходит известие, что оси­ ротела его восьмилетняя дочь Света от другой жен­ щины, которую Павел когда- то любил. О существовании девочки Павел не знал, не могла об этом знать и его жена Шура. Павел оказался в очень сложной ситуации. Он давно женат на другой, у него растут свои дети: сын Юрка и дочь Аленка. Несмотря на это, они с Шу­ рой решают взять девочку к себе. Трудное решение. Но гораздо труднее оказалось вернуть девочке радость детства и веру в то, что она не одинока. Свою новую маму Света вначале прини­ мать отказывается. В семье складывается напряженная обстановка. Шура проник­ нута состраданием к не­ счастной девочке, но Света слишком глубоко замкнута в себе. И только терпение и любовь помогают Шуре преодолеть все трудности, добиться того, чтобы де­ вочка сама назвала мачеху мамой. «Мачеху» снимали на Севере, под Мончегорс­ ком, - вспоминала в своем «Дневнике актрисы» Тать­ яна Доронина, сыгравшая в фильме главную роль. - Автобус привез съемочную группу в чистое поле. Мы вышли. Несколько убогих домишек чернело вдали, а чуть влево от нас стран­ ное, похожее на широкий кирпичный постамент, со­ оружение. Кирпичи бурого цвета, положенные неров­ но. «Что это?» - спросила я. «Это сцена» - ответили. «Сцена чего?» - «Сцена клу­ ба. Здесь был лагерь для женщин. Лагерь снесли. А вот сцену разрушить сил не хватило. Так оставили». Территория бывшей зоны оставила в душе актрисы неизгладимое впечатление. Возможно, она помогла ей лучше настроиться на пе­ реживания мачехи - Шуры, а может быть, наоборот, мешала, отвлекала. Так или иначе, со своей задачей До­ ронина справилась блестя­ ще. Роль Шуры - одна из луч­ ших в ее творчестве. За нее она получила специальный приз на международном ки­ нофестивале в Тегеране и титул лучшей актрисы 1973 года по версии журнала «Советский экран». Сама картина, появив­ шаяся тогда же, в 1973-м, стала лидером проката. За год ее посмотрели почти 60 миллионов человек. Для многих «Мачеха» и по сей день остается одной из лю­ бимых лент. Еще фильм, и снова силь­ ные характеры, эмоции, бьющие через край. Заполя­ рье, ледяные ветры, рыбац­ кий суровый труд, море, огни берега вдали и, наконец, сам этот берег - с толпами прохожих на улицах, с рес­ торанной долгой гульбой, с танцами, полупьяными раз­ говорами, - а кассирша все поглядывает и поглядыва­ ет на тебя из-под темной челочки. И кассирша тоже очень хорошо вписывается в этот антураж немного уце­ ненной романтической ле­ генды о сильном и одиноком морском волке, мечтающем на склоне лет отдохнуть от ледяных бурь у домашнего очага. Так начинается кино­ картина «Долги наши». По ее сюжету, немолодой трал­ мейстер Иван Крутов едет в родную деревню, чтобы начать новую жизнь. Но, оказывается, прежде он должен рассчитаться за ста­ рую, в которой не в денеж­ ном, а в моральном плане многим задолжал. И герой бы рад теперь расплатить­ ся, но как? Мать умерла, не дождавшись сына, любимая девушка давно замужем, взрослая дочь-невеста не знает, как себя вести с от­ цом, невесть откуда на нее свалившимся. Хотя, почему, собственно, невесть отку­ да? Из Мурманска. - В основе замысла был характер, - пояснял автор сценария ленты Эдуард Во­ лодарский. - Я встретил в Заполярье мощного мужика, обладавшего притягатель­ ной силой, обаянием. Если пьянка, вокруг него всегда клубился народ. И вдруг в какой-то момент я увидел, «Четыре страницы одной молодой жизни». что он совершенно одинок - такой человек-волк. Он никому не верит, даже дру­ зьям, с которыми работает. А в Заполярье очень тяжело жить, если ты не доверяешь ближайшему другу. Потом выяснилось, что он с войны не вернулся домой, в де­ ревню, где жила его мать... Вот так его закрутило. Уе­ хал в Мурманск, пошел ры­ баком в Атлантику селедку ловить. Дальше - больше. Большие деньги притяну­ ли... Однажды он крепко выпил и написал письмо матери. Пришел ответ от соседки, что мать померла давно. Он сидел в палатке один и рыдал. Слышно было даже сквозь брезент палат­ ки. Такой характер и создал сценарий. Судьба, рассказанная в фильме, очень мурманская. Потому-то «Долги наши», вышедшая в 1977 году, нг забылась с годами, помнит­ ся до сих пор. В отличие от прототипа тралмейстера Крутова ге­ рой другой картины, постав­ ленной по сценарию Эдуар­ да Володарского, - Бачурин - домой с войны вернулся. И даже с наградами. А дома - семья и любимый с детства сад. Но вышел указ об обло­ жении налогом фруктовых деревьев, находящихся в частных владениях. И Бачу­ рин, роль которого исполнил Алексей Булдаков, загу­ бил сад, ошпарив деревья кипятком. Сосед донес на него, и в итоге лагеря. После освобождения новый удар - покончила с собой жена. Снова срыв и - тюрьма. Еще не один раз повторится Э' в его судьбе. Он потеря»^- сына, новую надежду на личное счастье. В общем, как и положено в мелодра­ ме, отношения между героя­ ми развиваются в диапазо­ не от любви до ненависти. Летом и осенью 1989 года в Мурманске шла работа над эпизодами, которые имеют отношение к север­ ному этапу жизни Бачурина. После очередного выхода на свободу он, механик зо­ лотые руки, едет на Коль­ ский полуостров и устра­ ивается на рыболовецкий траулер. Однажды в бухте, проходя борт о борт с дру­ гим судном, он видит на его палубе сына. Значит, тот жив. Эти и другие кадры фильма, названного «Кому на Руси жить...», снимали в Мурманском морском рыб­ ном порту. Подводя итог, замечу, что для Бачурина, повстречав­ шего сына, наш край ока­ зался счастливым. Как и для многих героев других снимавшихся в Заполярье лент. Как и для тысяч на­ стоящих, живущих здесь людей, помимо всего про­ чего, любящих кино. В том числе и ленты, о которых я сегодня вспомнил. Продолжение. Начало в № 146 - 150,237,238, 241,245,247 за 2008 г.; №49, 52,54,58,63,130, 133,137 за 2009 г.;№90,95, 104,139, 142, 147,151,156 за 2010 г.;№51, 56,61, 71, 76 за 2011 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz