Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

-ф- 22 IМУРМАНСКИЙ ВЕСТНИК • № 61 (4954) суббота, 9 апреля 2011 мурманское кино Б ез актеров невозможно художественное игровое кино. Каждый из них од­ новременно творец и материал, скульптор и глина, исполнитель и инструмент. У каждого - своя жизнь, своя судьба, лишь частью которой является профессия. В иных судьбах есть мурман­ ские страницы, мурманские вехи, подчас загадочные. К примеру, в 30 - 40-х годах минувшего века была такая актриса - Людмила Шабалина. Училась у Козинцева. Сыграла с десяток ролей, в том числе в таких, довольно извест­ ных картинах, как «Антоша Рыб­ кин» и «Нашествие». После 1948 года следы ее теряются. На сай­ те kino-teatr.ru указано, что она «оставила кино и уехала из Ле­ нинграда в Мурманск». Дальше - неизвестность, тайна. Может, кто-нибудь из читателей знает разгадку? А пока давайте вспом­ ним о других актерских судьбах, связанных с нашим краем. Мурманчанин поневоле Замечательного Вацлава Дворжецкого можно назвать мурманчанином поневоле. Око­ ло трех лет провел он, находясь в заключении, на строительстве Нижнетуломской ГЭС. Актер, сыгравший позже почти в ста фильмах, прибыл на Кольский полуостров в мае 1934-го из ла­ геря в Медвежьегорске с группой актеров для будущего Туломско- го театра. «Первое впечатление - много людей, - писал Вацлав Янович в книге «Пути больших этапов». - Очень много! Сотни тысяч. Строят бараки, живут в больших палатках, расставленных всюду. Солдатские походные кухни, ва­ гончики для прорабов, началь­ ников, только что выстроенный новый большой дом для началь­ ника лагеря. Все это на изрытой, вздыбленной почве из валунов и пней, в огромном ущелье среди скал и редких сосен, у холодной быстрой реки. Строится лагерь. Первое лето целиком прошло на строительстве жилья. Работали все. Но требовались выступле­ ния культбригады для «поднятия духа». Было кое-что из готового репертуара: чтение, баян, пение, гитара, а кое-что нужно было срочно готовить «на местном ма­ териале». Для подготовки дава­ ли сначала один день в неделю, потом - два дня. Писали и репе­ тировали в палатке... Выступали на открытом воздухе, на времен­ но построенной эстраде, если погода позволяла». Можно только поражаться тому, как полуголодные, мораль­ но и физически измотанные люди умудрялись раз в два меся­ ца выпускать новый спектакль. Но факт есть факт. «Дон Кихот», «Время вперед!», «Чужой ребе­ нок», «Чудесный сплав», «Афро­ дита», «Князь Мстислав Удалой», «Бравый солдат Швейк», «Пла­ тон Кречет», «Без вины винова­ тые» (вот уж воистину) и даже «Туломоармейцы» - таков далеко не полный репертуар театра Ту- ломского Строительства, как он официально назывался. Условия были ужасающими. «Зрители си­ дят в бушлатах, в шапках, топа­ ют ногами - греются, - описывал Дворжецкий работу артистов на Туломе зимой. - Пар от сотен 31 . Пуговкин агитировал, Куравлев собирал оружие Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области дыхании и дым от плохой печки поднимаются к потолку, туман в зрительном зале; слабые лам­ почки светят робко, как в бане. На сцене света никакого: горят какие-то лампы, но все равно ни­ чего не видно. Давали водевиль. Актриса в открытом платье от­ морозила соски (нарывы потом были). Температура на сцене до двадцати градусов мороза (на улице - 35 и вьюга). А завтра на работу, в котлован, скалу ковы­ рять, тачки возить». Артисты вместе с другими за­ ключенными бурили скалы, раз­ бивали кувалдой породу, возили в тачках грунт. Они, как и все ос­ тальные, были включены в сис­ тему соцсоревнования и удар­ ничества. Им порой выдавали премии - продуктами и одеждой, а также грамоты, книжки ударни­ ка, помещали портреты на Доске передовиков, в газете «Заполяр­ ная перековка». Особенности лагерной жизни накладывали отпечаток и на театр. «Грязная ругань была нормальным лагер­ ным языком, - повествует Двор­ жецкий. - Блатной жаргон, мане­ ры - страшная зараза для всех заключенных. Атмосфера лагеря «засасывала» всех! Трудно было сохранить себя. Повседневное длительное общение с уголовни­ ками, преступниками, отбросами общества непреодолимо откла­ дывало отпечаток и на людей хорошо воспитанных, образован­ ных, интеллигентных... В самой труппе театра только 15 акте­ ров и интеллигентных людей, остальные - тоже уголовники... Матросы в массовке «Разлома» яростно матерились! Было очень органично...» Из руководства Вацлав Яно­ вич выделял начальника строи­ тельства Владимира Сутырина, считал его «личностью исклю­ чительной. Партийный работник с дореволюционным стажем, в Гражданскую войну командовал дивизией, позже одно время воз­ главлял РАПП. Писатель, поэт, драматург, личный друг Киршона и Афиногенова, он был направ­ лен в органы НКВД, на стройки пятилетки... Он всегда присут­ ствовал на сдаче спектаклей... Всегда чувствовалась его под­ держка». Освободился Дворжец­ кий в печально памятном 1937-м, а много лет спустя его сын Ев­ гений женился на... внучке Сутырина. У нас он был Кошевым Имеется мурманский след и в судьбе популярнейшего Михаила Пуговкина. На Кольском полуост­ рове он появился, имея за пле­ чами работу на заводе и в Мос­ ковском драмтеатре, несколько ролей в кино, службу в полковой разведке, ранение с последу­ ющим комиссованием, учебу в школе-студии МХАТ. В 1947 году актер с первой женой - однокурс­ ницей Надеждой Надеждиной отправился в Мурманск, в театр Северного флота. А в 2006-м журналист Алексей Бакуменко попытался выяснить подробнос­ ти пребывания Михаила Ивано­ вича в Заполярье и позвонил ар­ тисту. Сам Пуговкин к телефону не подошел, разговор вела жена Ирина Константиновна. - Он Мурманск иногда вспоми­ нает, - сообщила она. - Правда, говорит, что больше ему запом­ нились шефские концерты в во­ инских частях. - Ты с кем разговариваешь? - послышался в трубке еще один голос, в котором угадывались знакомые по «Свадьбе в Мали­ новке» нотки. - Да про твою работу в Мур­ манске спрашивают. Ты помнишь его? - Я в городе Роста работал. Театр у нас на горке стоял. Про шторм им расскажи! - Может, сам, Минечка? - Не буду! - категорично отве­ тил Пуговкин. - Вот слышите, какой он! - рас­ смеялась Ирина Константинов­ на. - Болеет. Ему восемьдесят все-таки... А в шторм их группа попала, когда к морпехам езди­ ли. В театре работы ему мало было. В основном в массовке играл. - Не только! - опять послышал­ ся голос Пуговкина. - Одна глав­ ная роль была, Олега Кошевого в «Молодой гвардии». О том, что Пуговкин уже в то время выделялся из общего ряда, был заметен, можно су­ дить по отзывам во флотской газете «На страже Заполярья». Так, в рецензии А. Журавлева на постановку пьесы Симонова «Русский вопрос», опубликован­ ной 27 июня 1947 года, отмече­ но: «В роли издателя Макферсо­ на выступает артист Пуговкин. Он умело передает психологию старого политикана, который кажется вполне добродушным, пока его дела идут хорошо, но становится рычащим зверем, когда видит, что его приказы, хо­ зяина газеты, не выполняются». Что касается «Молодой гвар­ дии» - это был настоящий три­ умф, пусть и местного значения. Появившаяся в 1946-м первая редакция романа Александра Фадеева обсуждалась по всей стране и была оперативно пере­ несена на сцену. После премье­ ры спектакля под восторженный панегирик коллективу театра Северного флота отвели целую газетную полосу. «Артист Пу­ говкин сумел дать правдивый жизненный образ организатора и вожака краснодонской моло­ дежи, - пояснял 16 ноября 1947 года критик С. Самойлов в ста­ тье «Замечательный подарок зрителю». - Безупречно честный, полный горячего юношеского ро­ мантизма, глубоко уважающий своих товарищей, решительный в борьбе и зрелый в своих дейс­ твиях руководитель организации - таков образ Кошевого в испол­ нении Пуговкина. Нежность лю­ бящего сына и непримиримую беспощадность борца-револю- ционера видит в этом образе зритель». Пребывание актера в нашем крае получилось недолгим. В на­ чале 1948 года Михаил Иванович с женой перебрались в Вильнюс, а через год в Москву. - Ну негде Минечке было раз­ вернуться в Мурманске, - посето­ вала в разговоре с Алексеем Ба­ куменко Ирина Константиновна. - Но Север он не забыл. У него даже фотография хранится, как он в качестве агитатора перед выборами по Мурманску ездил... Детство в Зашейке Интересный, должно быть, снимок. Вот бы посмотреть. Если Вацлав Дворжецкий и Михаил Пуговкин формирова­ лись прежде всего в театре и только потом попадали на эк­ ран, то Леонид Куравлев ни разу не ступал на театральные под­ мостки. Окончив ВГИК, сразу же попал в труппу Московского театра-студии киноактера и в дальнейшем всю жизнь работал исключительно в кино. Леонид Вячеславович с полным правом может утверждать, что знаком с Кольским полуостровом с дет­ ских лет. - Мурманская область для меня не просто географическое пространство, - рассказывал он. - Много лет назад я жил вместе с мамой в маленьком заполяр­ ном поселке Зашейке. В то вре­ мя мама была осуждена по 58-й, «политической», статье и путем неимоверных усилий со стороны всех наших родственников ей удалось на год «вытребовать» меня, тогда тринадцатилетнего мальчишку, к себе. Трудно пере­ дать ту радость, с которой я ехал на встречу с мамой в 1948 году. Помню послевоенный разрушен­ ный Мурманск, где я вместе со взрослыми ждал оказии в Заше­ ек. Впечатления от моего пребы­ вания в Заполярье остались са­ мые светлые. Я приехал в разгар полярного лета. Играл вместе с новыми друзьями-мальчишками в футбол, ходил в тундру соби­ рать брошенное оружие. Зашейковские старожилы до сих пор вспоминают и мать К равлева Валентину ДмитриевнуТ работавшую в артели «Рассвет» в парикмахерской мастером 3-го разряда, и самого артиста. С кем-то он играл, с кем-то ходил на танцы, с кем-то просто общал­ ся. Учился Леонид Вячеславович в зашейковской школе, дружил с двумя мальчишками - Борисом Тимофеевым иАлександром Пан- техиным. Все трое хотели стать актерами и даже играли в лю­ бительских спектаклях в мест­ ном клубе. Но сбылась мечта только у одного. Я проследил мурманские стра­ ницы биографий лишь некоторых киноартистов. О других напишу в следующий раз. А сколько чуть менее известных судеб до сих пор остаются за кадром нашего интереса, нашей памяти! Таких, как судьба заслуженного артис­ та РСФСР Евгения Кузнецова (пана Юзефа из знаменитого «Кабачка «13 стульев», игравше­ го и в «Майоре Вихре», и в «Сем­ надцати мгновениях весны»), ра­ ботавшего когда-то в Мурманске. Или народного артиста Россий­ ской Федерации Іургена Тонунца (в творческом багаже которого осталось более 50 киноролей), учившегося в Мурманском мо­ реходном училище. Или Алексея Миронова (водителя Копытина из «Место встречи изменить нельзя», сыгравшего более чем в 60 фильмах, в том числе и глав­ ных героев), служившего в 50-е в Мурманском областном драм­ театре. Узнаем ли мы когда-ни­ будь подробности их пребывания в нашем крае? Хочется в это верить. (Продолжение. Начало в № 146 - 150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 Г., № 49, 52, 54. 58, 63, 130, 133, 137 за 2009 Г., № 90, 95, 104, 139,142,147, 151,156 за 2010 г. и №51, 56 за 2011 г.) --

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz