Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

22 IМУРМАНСКИЙ ВЕСТНИК • № 56 (4949) мурманское кино • суббота, 2 апреля 2011 О бычно сюжеты по истории «мурманского» кино ищу я. А этот сюжет, точнее фильм, нашел меня сам. Приехал вместе с Владимиром Синяко­ вым - потомственным колянином, ныне живущим в Полярном. - Вот полюбуйтесь, - он поло­ жил на стол старый снимок. На пожелтевшей с царапинами и тре­ щинами бумаге - двое. Тот, что по­ старше, - бородатый, в рыбацкой робе, смотрит из-под руки куда-то вдаль. Помоложе, в кепке, подпи­ рает его плечом и задумчиво гля­ дит прямо перед собой. - Это мои дед и отец: Александр Иванович и Владимир Александ­ рович Синяковы. Фото сделано в Полярном, тогда еще Александ- ровске, на съемках картины «Се­ верная любовь». Вопрос на засыпку: кто из клас­ сиков русской литературы первой половины XX века бывал в нашем крае? - (орький, - наверняка ответят мне, - Іумилев, Пришвин. Неужели все? Не стоит спешить... Лента «Северная любовь» до на­ ших дней не дошла. Известно о ней немного. В справочной литературе я вычитал, что поставлена она по повести Евгения Замятина «Се­ вер». Открыл книгу. «Происходит так: солнце летит все медленнее, медленнее, повисло неподвижно. И все стоит закованное, залитое навек в зеленоватое стекло. - Не­ повторимая замятинская словес­ ная вязь, названная Ремизовым «русской книжной казной», зачаро­ вывает, завораживает. - Недалеко от берега на черном камне чайка распластала крылья, присела для взлета - и всегда будет сидеть на черном камне. Над трубой сало- грейного завода закаленел, повис клубок дыма. Белоголовый маль­ чик-зуек перегнулся через борт сполоснуть руки в воде - остался, застыл. Минуту все стоит стеклян­ ное - эта минута - ночь». Повесть написана по впечатле­ ниям северной ссылки писателя. В 1915 году решением Петербург­ ского окружного суда Замятин был отправлен в Кемь. Поморье оказало на него сильное и благо­ творное влияние. Жизнь русской провинции, воспринимавшаяся прежде как нечто мертвое, кос­ ное, бездуховное, открылась со­ вершенно с другой стороны, заиг­ рала новыми красками. «Он видит людей-богатырей, могучих телом и сильных духом, - поясняет лите­ ратурный критик Елена (алимова, - видит жизнь, полную трудов и риска, видит настоящие, глубокие человеческие чувства. И из-под его пера выходят рассказы, ра­ зительно отличающиеся от всего, написанного им прежде. Впервые в его произведениях появляют­ ся сильные и чистые характеры русских людей. Сегодня мало кто знает о поездке Замятина к Бело­ му морю... но она стала перелом­ ным событием в его творчестве». Но Кемь - еще не Кольский по­ луостров. К тому же как воспро­ извести на экране замятинские узоры из слов? Кто на такое ре­ шится? Оказалось, решился сам Замятин. Автор знаменитого ро­ мана «Мы» и прежде использовал некоторые приемы кинематогра­ фа, утверждая, что «неореалис­ ты не рассказывают, а показы­ вают, так что и произведениям их больше подходило бы название не рассказы, а показы». А тут и вовсе решил освоить иной вид творчест­ ва и написал сценарий. Первый в своей жизни. И летом 1927 года на Мурман, в Александровой на­ грянуло настоящее кино. Сведения о ходе съемок скуд­ ны. В Санкт-Петербурге, в отде­ ле рукописей Российской нацио­ нальной библиотеки, хранится альбом с фотографиями, рисун­ ками и шутливыми стихотворени­ ями, связанными с работой над фильмом. Изготовил его студент биофака МГУ Александр Лушин, проходивший практику на Алек­ сандровской биостанции и при­ влеченный вместе с местными жителями к участию в массовых сценах. Однако пользование аль­ бомом затруднено из-за необхо­ димости согласования с передав­ шими его в библиотеку людьми. К счастью, сохранились письма Замятина жене Людмиле Нико­ лаевне. Письма, отправленные из Александровска в июле 27-го и до сих пор у нас в Мурманске практи­ чески неизвестные. «В мансарде маленькое... ита­ льянское окошечко, перед окном - залив, скалистые берега, пока­ чиваются три одномачтовых бота; узенький, длинный пешеходный мостик - на ту сторону запива; на перильцах развешаны сети, - опи­ сание маленького заполярного поселения полно поэзии. - Вчера и позавчера было так жарко, что (с натяжкой) могло бы сойти и за Крым - если бы не снежные мор­ щинки на берегах - и совсем не на большой высоте, а почти внизу - этот снег будет лежать все лето. А сегодня уж в Крым никак не поверишь: с утра, при солнце, за­ дул сильный «полуночник», такой ледяной, что я пошел пройтись в свитере и в пиджаке - и замерз. В Мурманске меня встретил ад­ министратор экспедиции, и с ним мы тотчас же отправились на бот, который уходил в Александровск. Бот, моторный, казенный еще часа полтора болтался в порту, брал разный груз, вышли мы в море только в 10 1/2 вечера. При­ шли в Александровск в 3 1/2 ночи - или дня, если угодно: ночи - ника­ кой. Солнце минут на 15 укрылось за горой - и опять жарит вовсю. В Александровске комната была уже для меня снята, но не приго­ товлена - пока там, в мансарде, висели сети, шубы, оленьи шкуры - все это в домишке колониста, рыбака. Взбудили хозяйку, поста­ вила она чайник, начала мыть и прибирать - словом, лег я около 7 утра, встал в 10 Ѵ2-11. Часов с 4-х начали съемку». Приезд киногруппы стал для Александровска поистине рево­ люционным событием. Кино еще оставалось роскошью, доступной далеко не всем. В конце 1926 года Александровский волисполком вел жаркие дебаты с Ілавполит- просветом, доказывая, что во­ лости нужна хотя бы одна кино­ передвижка. «Можно проводить демонстрации по побережью в колониях Ура-губа, Грязная губа, Белокаменная, Александровск, Тюва-губа, Торос-остров и другим становищам по берегу. Кинопере­ движка крайне необходима, так как все эти становища совершен­ но оторваны от города», - сообща­ ли в Москву волостные власти. Только год спустя на расширен­ ном пленуме окрисполкома было принято решение добиваться включения «Мурманского округа в общий план кинофикации». Так что приезд «живых» кинемато­ графистов воспринимался насе­ лением как нечто поразительное. Неудивительно, что они помогали чем могли и с охотой участвова­ ли в массовке. Подтверждение тому - фотография Александра и Владимира Синяковых, благодаря которой я, собственно, и узнал о ленте «Северная любовь». «После обеда, - пишет Замя­ тин, - на моторном боте, часов в 9 1/2 - поехали в одну из бухт - в Среднюю губу - часа 1 1/2 езды. Очень красивое место: огромный водопад, лесок, в леску большое озеро. Думаем ввести как-нибудь этот водопад в фильму. Верну­ лись... в 2 часа ночи... Лег в 3, встал в 10-11. Все уже уехали на съемку. Днем гулял, делал закуп­ ки в кооперативе, сейчас - уже после обеда (уха из свежей сем­ ги, семга вареная, какао) - иду отнести письмо... Места дикие и красивые, воздух - свежий как семга... Почта отсюда ходит... раз в неделю. Но фактически - ока­ зии в Мурманск - каждый день, через день. Пишите - Мурманск, до востребования». Действие картины, как и повес­ ти, разворачивается в поморс­ ком становище. Местному богачу Кортоме с его потребительским взглядом на мир противопостав­ лены рыбак и охотник Марей, мечтающий о несбыточном искус­ ственном солнце, которое рассеет полярную ночь, и его жена - рыжая лопка Пелька. Соавтором Замя­ тина по работе над лентой стал режиссер Александр Ивановский - из плеяды классиков отечест­ венного немого кино. Актеры: Василий Чудаков, Борис Лыткин, Анатолий Нелидов, Алексей (брю­ шин, Екатерина Корчагина-Алек­ сандровская и Зинаида Никола­ енко, выступавшая под звучным псевдонимом Зана Занони. Дела­ ли картину на ленинградской фаб­ рике Совкино. Все - от режиссера и сценариста до операторов Пав­ ла Палей и Василия Симбирцева - работали с увлечением, перехо­ дящим в азарт. «Я мало сплю (рано приходится вставать), - писал Замятин жене 11 июля 1927 года, - но целый день на воздухе - и каком! - соле­ ном, океанском - и чувствую себя неплохо. Вот мой день сегодня: встал в 7 - начале 8-го, в пол-де- вятого был уже на моторном боте. Два часа шли до места съемки: шумная, быстрая речка, невысо­ кие горы, водопадище и... кома­ ры. Вернулся домой в 7, пообедал (скромно: рисовая каша, яичница с ветчиной, какао - свежей рыбы сегодня нет). Немножко отдохнул, вот сейчас напишу письмо и иду к Ивановскому. А завтра с утра едем туда же. И вроде этого каж­ дый день. Может быть, останусь еще на несколько дней, когда все уже уедут - нарочно, чтобы пова- ландаться с рыбаками (есть уже приятели, только некогда пого­ ворить с ними)... Вчера снимали гулянку, хороводы. Позавчера - становище лопарей, вежи, ол*' ни - было очень живописно. Е _ думываю новые сцены, где будет использован водопад». Пребывание в Александров­ ске закончилось для кинемато­ графистов творческими спорами. Перед самым отъездом в Ленин­ град должны были снимать новые сцены у водопада в Средней губе, старательно придуманные Замяти­ ным. Но накануне на бурном сове­ щании, продолжавшемся до двух часов ночи, Ивановский решил отказаться от этих сцен. Писатель обвинил его в трусости и перестал сотрудничать со съемочной груп­ пой. «Сегодня чуть ли не в первый раз выспался (съемки не было). Вздумал писать какой-то новый рассказ - очень простой. Сейчас 10 вечера (светло) - иду отнести пись­ мо и распрощаться», - сообща' ч жене 17 июля 1927 года перед—^- мым отъездом с Мурмана. Фильм «Северная любовь» вы­ шел на экраны 24 февраля 1928 года и был негативно принят кри­ тикой. Причины этого оценивают сегодня по-разному. Согласно од­ ной из версий Ивановский не смог преодолеть слабость сценарного материала, предложенного Замя­ тиным. Все-таки художественная проза и киносценарий - разные виды искусств. А возможно, прав киновед Ян Левченко, считаю­ щий, что лента повествовала о жизни поморов: «и это едва ли не уникальный случай в советском игровом кино... в той же «ска­ зовой» манере, в какой написа­ ны многие тексты «попутчика» Замятина. Неудивительно, что фильм с ослабленной классовой подоплекой вызвал недовольство критики». Так или иначе, успеха картина не имела. Но для меня это уже не так важно. Когда я думаю о «Се­ верной любви», то представляю Евгения Замятина, идущего по Апександровску, плывущего на боте, беседующего с рыбаками. Кто знает, может, среди его запо­ лярных «приятелей» были и те двое, что сняты на старой фото­ графии, с которой, собственно, и начался наш разговор о фильме. (Продолжение. Начало в № 146 - 150,237, 238, 241, 245, 247 за 2008 г., № 49, 52, 54, 58, 63,130,133, 137 за 2009 г.,№ 90, 95, 104, 139, 142,147151,156 за 2010 г.и №51 за 2011 г.) зо. «Северная любовь» попутчика и классика Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz