Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

4 - -ф- 22 IМУРМАНСКИЙ ВЕСТНИК • № 51 (4944) мурманское кино К самолету бежит человек. Движения быстры, лицо напряжено. Он взволно­ ван, спешит, боится опоздать. Чуть поодаль стоят провожаю­ щие его люди. Человек на ходу оборачивается и машет им ру­ кой. Это летчик, который дол­ жен спасти моряков, погибаю­ щих в ледяной воде студеного океана. Еще немного и будет поздно. Вот пилот в самолете. Минута на подготовку. Он бе­ рется за штурвал, внимательно вглядывается вперед и... зву­ чит команда: «Стоп». Народный артист РСФСР, дважды, на тот момент, лауреат Сталинской премии Николай Симонов вы­ лезает из крылатой машины и прохаживается по взлетной полосе одного из аэродромов Северного флота. Идет работа над фильмом «Остров Безы­ мянный» - первой послевоенной ленты, снимавшейся в нашем крае в такие же, как сейчас, ве­ сенние дни 65 лет назад. Художественное кино - примета мирной жизни. В довоенные годы на мурманской «натуре» были сделаны десятки игровых кар­ тин. С началом боевых действий на Кольский полуостров, оказав­ шийся в прифронтовой зоне, при­ езжали только документалисты - летописцы подвигов и трагедий сурового и скорбного времени. Но прошел всего год после Побе­ ды, и кино вернулось. Как символ окончательного восстановления нормального порядка вещей. Как знак того, что все самое тяжелое и страшное уже позади, а война - только на экране. 12 января 1946 года «Полярная правда» сообщила, что киносту­ дия «Ленфильм» вот-вот начнет в Мурманске и Полярном съемки нового художественного фильма «Ледовитый океан». - Это будет киноповествование о людях, работающих в суровых условиях Заполярья, в Арктике, о военных и торговых моряках, северных летчиках, зимовщиках- полярниках, о людях, чей само­ отверженный труд обеспечивал в дни Великой Отечественной войны проводку караванов в Со­ ветский Союз, - делился с газетой планами директор картины Г Де­ нисон. - Большая часть картины будет сниматься на Севере. Около 800 метров натуры предстоит от­ снять постановочному коллективу на море, в воздухе, с самолетов и кораблей. Само собой разуме­ ется, что эта большая и сложная задача не сможет быть решена без помощи и консультаций орга­ низаций Мурманска и Северного флота. В титрах ленты в качестве сце­ нариста указан Борис Бродский. На самом деле ему помогал и, можно сказать, курировал Юрий Герман. Известный писатель, про­ ведший всю войну у нас на Севе­ ре, был не понаслышке знаком со службой военных моряков и военных летчиков - героев кар­ тины. По сценарию на располо­ женный где-то в Арктике остров Безымянный - это название в ито­ ге закрепилось за всем фильмом - приезжает молодой метеоролог Ася Москалева. К месту зимовки ее доставляет на самолете лет­ чик полярной авиации майор Пла­ тон Малеев. Новую сотрудницу рацию и радирует Малееву, куда лететь. Майор благополучно садится на льдину и спасает моряков. Фильм кончается приездом на остров, уже после войны, новых зимов­ щиков. В финале Ткаченко сми­ ряется с любовью Аси и Мапеева, а летчик и девушка расстаются с надеждой на новую встречу. Лента основана на реальных событиях. И правда была страш­ нее киновымысла. 12 августа 1944 года немецкая подлодка U-365 в 60 милях от острова Белый в Карском море атаковала конвой БД-5. Погибло шедшее из Севе­ родвинска в Диксон транспортное судно «Марина Раскова», а затем и сопровождавший его тральщик Т118. Уцелевшие люди, более 200 человек, в том числе женщины и лил на своем гидросамолете 60 миль по воде до самого острова Белый. Это была война! Это была Арктика! Участвовали в картине и наши земляки. Некоторые эпизоды от­ сняли в мурманском порту, руко­ водство которого оказало масте­ рам экрана всемерную поддержку. 29 . Когда правда страшнее вымысла Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области встречают полярники, военные моряки. Остров находится на пути проводки караванов союзников в Мурманск. Ася встречается здесь со своим другом, командиром боевого корабля Алексеем Тка­ ченко, однако неожиданно увле­ кается немолодым, но волевым и статным, с романтической душой майором Малеевым. Между тем рядом с Безымян­ ным разворачиваются боевые действия. Навстречу большому каравану союзников немцы высы­ лают подводные лодки и авиацию. Они бомбят остров и высаживают на него десант. Кроме того, врагу удается повредить один из союз­ ных транспортов. Для его охраны из советского эскорта выделяет­ ся корабль под командованием капитан-лейтенанта Ткаченко. Когда противник пытается торпе­ дировать отставшее судно, наш корабль закрывает его собой. Со­ ветские моряки тонут в ледяном море. Спасти их пытается майор Малеев, переживающий одновре­ менно и за судьбу Аси. Тем вре­ менем девушка, получившая на острове дополнительную специ­ альность радиста, устанавливает на заброшенной шхуне запасную дети, перешли на другой траль­ щик -Т114, но после полуночи вра­ жеская субмарина торпедировала и его. Корабль затонул практичес­ ки мгновенно - за четыре мину­ ты. Спасли не всех. Уничтожение конвоя БД-5 стало самой крупной победой немецких подводников на Северном морском пути за всю войну. Беспрецедентные по масштабам и длительности поис­ ки позволили сохранить 73 чело­ веческие жизни помимо тех 180, которых удалось спасти сразу, на месте гибели тральщика. Но все равно погибших было много. Пос­ леднюю группу спасшихся обнару­ жил 23 августа, спустя почти две недели после трагедии, летчик полярной авиации Матвей Ильич Козлов. Он нашел кунгас, в кото­ ром находились 25 мертвых и 14 живых, но обессиленных людей. «Трупы лежали в два ряда на дне кунгаса, наполненного по ко­ лено водой, - писал Козлов в от­ чете. - На трупах лежали и сидели оставшиеся в живых, из которых примерно 6 человек были способ­ ны с трудом передвигаться само­ стоятельно». Взлететь, имея до­ полнительно 14 человек на борту, - невозможно. Матвей Ильич ру- Дублером главного героя - майора Малеева стал летчик-северомо- рец подполковник Навальный, выполнявший в кадре привычную для себя авиационную работу. А воздушные разведчики вверенно­ го ему подразделения совершили по просьбе киногруппы необходи­ мое для съемок количество выле­ тов. В общем, корреспондент «По- лярки» К. Зародов был абсолютно прав, когда в материале от 24 мая 1946 года утверждал, что «боль­ шую помощь в работе над кино­ картиной оказывают... моряки и летчики Северного флота». Тепло отзывался о северянах и Николай Симонов - актер все­ союзной известности, ставший сверхпопулярным после роли Петра Первого в одноименной ленте. В первой послевоенной «мурманской» кинокартине он сыграл Платона Малеева. - В кинофильме «Возвраще­ ние» я уже играл роль полярни­ ка, - пояснял он. - Но тогда мне не удалось побывать в Заполярье, и образ полярника я создавал по рассказам, по наблюдениям, ин­ туитивным чувствам сердца, пре­ клоняющегося перед мужеством Ж ш ,1 Платон Малеев (Николай Симонов) и Ася Москалева (Нина Мазаева). полярников. Сейчас, снимаясь в новом кинофильме «Остров Бе­ зымянный» в роли военного по­ лярного летчика майора Малеева, я имел счастье непосредственно общаться с теми людьми, о кото­ рых народ наш не может думать без теплоты: я видел славных за­ щитников Советского Заполярья и разговаривал с ними. Хороши боевые люди живут и трудятся о- Заполярье... Помимо Симонова в карти­ не были заняты Юрий Толубеев, сыгравший начальника зимов­ ки, Нина Мазаева, ставшая Асей Москалевой, Владимир Волчик, исполнивший роль Алексея Тка­ ченко, Олег Жаков, которому до­ сталась непростая в то время и в тех условиях миссия - стать, пусть только в фильме, одним из врагов - немцев. Интересный персонаж довелось воплотить на экране Сергею Филиппову - повара Ти- мохина, главное увлечение кото­ рого - живопись. Руководили съе­ мочным процессом режиссеры Адольф Бергункер и Михаил Его­ ров. Музыку написал Венедикт Пушков, известный по работе в картине «Семеро смелых». Киногруппа покинула Кольский полуостров 5 июня 1946 года. Дальше, как водится, - павильон, монтаж, озвучивание. К 15 авгус­ та - плановому сроку - картина была готова. Первый ее показ состоялся на Северном флоте - там, где шли съемки. На экраны страны «Остров Безымянный» вышел 22 декабря 1946 года и... попал под огонь критики. Его со­ здателей обвинили в штампах, уп­ рощенчестве, неглубоком проник­ новении в образы героев. Дошло до того, что, рецензируя одну из новых лент, «Полярная правда» информировала читателей, что «новое произведение киностудии «Ленфильм»... выгодно отличает­ ся» от «Острова Безымянный». Возможно, дело тут не столько в реальных достоинствах и недо­ статках картины, сколько в изме­ нившейся за время работы над ней международной ситуации. По­ лярники на Безымянном работали для проводки союзных конвоев. 5 марта 1946 года, в разгар съе­ мок, Уинстон Черчилль произнес ставшую знаменитой Фултонскую речь, которую принято считать точкой отсчета холодной войны. Так что произведения искусства, касающиеся «союзной» темы, оказались не ко двору. Как бы то ни было, в 1946 году в СССР вы­ пустили 20 художественных филь­ мов. Семь из них в той или иной степени касались только что ми­ нувшей войны. Втом числе и «Ост­ ров Безымянный». Наш, мурманс­ кий... Первый послевоенный. (Продолжение. Начало в № 146 - 150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 г., № 49, 52, 54, 58, 63, 130, 133, 137 за 2009 г. и № 90, 95, 104, 139, 142, 147, 151,156 за 2010 г.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz