Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области Мурманское кино (Продолжение. Начало в № 146-150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 год и №49, 52, 54 за 2009 год.) 14. Кольская Чукотка Д авайте посмотрим на карту России. Арктический фасад нашей держа­ вы ограничен по краям двумя выступами - двумя полуостровами. Один расположен на западе, в Европе, другой на востоке, в Азии. Между ними многие тысячи кило­ метров. И чего, казалось бы, общего, кро­ ме принадлежности одному государству да омывающего оба Ледовитого океана? Однако кинематографисты это общее на­ шли... Об одном из «чукотских» фильмов, сделанных в нашем крае, о ленте «Гость», я уже писал. Но были и другие. В 1966 году на «Ленфильме» запустили в производство картину «Начальник Чукот­ ки»... Начало двадцатых. Комиссара Глаз- кова посылают к чукчам - устанавливать советскую власть. По пути в стойбище Уйгунан тот умирает, и к месту назначе­ ния добирается только молодой паренек Алеша, писарь, который волей случая и становится начальником Чукотки. Он уп­ раздняет личным приказом полномочия прежнего царского представителя, наво­ дит во всем революционный порядок и зарабатывает для республики миллион долларов, собирая налоги с иностранцев, закупающих здесь пушнину. Фильм этот знаком, пожалуй, каждому. А вот то, что сюжет основан на реальной истории, знают далеко не все. Да, был у главного героя реальный прототип: комис­ сар Алексей Бычков первым стал брать пошлину с американских купцов, приез­ жавших к чукчам за мехами. Действовал решительно и вскоре накопил значитель­ ную сумму в иностранной валюте. Но вре­ мя было смутное, власть менялась часто, и вскоре Бычкову пришлось бежать. Ко­ миссар пересек Берингов пролив, попал на Аляску, оттуда отправился в Калифор­ нию, чтобы переплыть океан и оказаться в итоге в Питере. Добирался, естествен­ но, долго, с приключениями, а прибыв в город на Неве, направился в ЧК - сдавать деньги. В отличие от ленты, где все закан­ чивается хорошо, судьба комиссара ока­ залась плачевной - его репрессировали... Но, конечно, у фильма, снимавшегося в те годы, такого финала быть не могло. Для чукотских пейзажей «Начальника» и пригодилась - в очередной раз - зимняя натура Мурманской области. С Чукотки на Кольский Север доставили реквизит, в том числе и живой - собачьи упряжки, привезли человек 20 чукчей - для досто­ верности - и работа закипела. Вот что рассказывал на страницах «Комсомольской правды» режиссер кар­ тины Виталий Мельников: «Конечно, все понимали, что снимать в течение года Чукотку на Чукотке практически невоз­ можно. Тем не менее на некоторое время мы слетали туда на разведку - узнать, как живут чукчи, каков их быт. А снимать стали на Кольском полуострове. Нашли плато Расвумчорр, что неподалеку от Апатитов, рядом с городом Кировском. Оно достаточно высокогорное. Зима там длится дольше, снега много. Построили там становище. Актеры, которые не были заняты в театрах, жили там же, а вот на­ родный артист СССР Алексей Грибов, я считаю, совершил настоящий подвиг. Ему приходилось два раза в неделю с пере­ садками летать из Москвы через Ленин­ град в Кировск и обратно. А учитывая, что было ему где-то под семьдесят, давались ему эти перелеты с трудом. Но история наша Грибову нравилась, он к работе от­ носился с любовью и трепетом. И очень мне, молодому режиссеру, помог и сове­ том, и делом». Известный киновед Виктор Демин мы­ тарства Грибова, сыгравшего лукавого чиновника Храмова, описывал так: «Авто­ мобиль ждет у театра, сразу после спек­ такля артист садится в «Стрелу» и ночь едет в Ленинград. Здесь с вокзала его ве­ зут в аэропорт, к трапу специально задер­ жанного самолета в Кировск. Иначе не получалось. И после всего этого Грибов, уже не юноша, встает перед камерой, а через день или два, иногда, впрочем, в тот же день, вечером, летит обратно. И - ни слова жалобы, ни одного недовольного вздоха, ни малейшего спора с режиссе- ром-дебютантом». Этот фильм, где едва ли не впервые ре­ волюционная тематика была обыграна в комедийном ключе, имел шумный успех. В том же 1966 году его посмотрели в Совет­ ском Союзе 15 миллионов 700 тысяч зри­ телей. Масштабная, с размахом, премье­ ра прошла и в мурманских кинотеатрах. В 1968-м лента получила приз ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» на Всесоюзной неделе детского фильма. Ее - одну из немногих - купили американцы. Фразочки, наподобие «Эх, товарищ отселенный!», «Четыреста двадцать три кролика - это в целом коро­ ва», «Товарищи, здесь карают государс­ твенных преступников? - Здесь, здесь, проходи, мальчик», цитировала тогда вся страна. Хотя картине достались не только розы, но и шипы. «Указанный фильм грубо искажает историческую правду об уста­ новлении советской власти на Чукотке», - возмущались в коллективном письме со­ трудники лаборатории истории магадан­ ского Северо-восточного комплексного НИИ Академии наук СССР. Однако в це­ лом признание было очевидным. В картине сыграл одну из своих лучших ролей Михаил Кононов, чей актерский дуэт с Алексеем Грибовым стал класси­ кой советского кино. Кстати, Кононов потом неоднократно бывал на Кольском полуострове, участвовал в областных ки­ нофестивалях, причем добирался даже до таких дальних уголков нашего края, как Гремиха - нынешний Островной. «На­ чальника Чукотки» и сейчас знают, пом­ нят и любят. Е ще раз «чукотскую» натуру снима­ ли в Хибинах двумя десятилетиями позже - в 1978-м. Тогда шла работа над фильмом «След росомахи» по мотивам одноименного рассказа самого известного писателя-чукчи - Юрия Рытхэу. Сценарий представлял собой модернизированный вариант старинной чукотской легенды о любви молодого охотника и дочери солн­ ца. «Мы приехали в Мурманскую область за снегом и похожими на чукотские пейзажа­ ми, - вспоминал позже исполнитель глав­ ной роли Юрий Хван. - Разведка с воздуха доложила, что все это есть на плато Рас­ вумчорр. И поэтому каждый день из горо­ да Апатиты на автобусах и вездеходах мы ездили по 30 километров туда и обратно, и 8-10 часов... стыли под порывами ветра на морозе в 15-20 градусов». Он же рассказывал потом живописные подробности происходившего в нашем крае кинодейства: «Съемки на плато Расвумчорр. Припасенные бутерброды съедены, горячий чай в термосах выпит, а конца края работе нет. Народ, голо­ дный, холодный, злой, прячется от ко­ лючего ветра. Все сидим и ждем, когда выглянет солнце, так как прибор свето­ чувствительности показывает: света для пленки не хватает. Сколько раз нам при­ ходилось сталкиваться с этой зависимос­ тью от природы на натурных съемках - не счесть. Если вы возьмете продолжитель­ ность обычного кинофильма - где-то 1 час 10 минут или 1 час 20 минут - и сравните с затраченным на его производство време­ нем.(например, только моя роль была рас­ считана на 100 съемочных дней да плюс еще время на выбор натуры, монтажный период, время на озвучание картины), то тогда вам будет понятно, что такое кино­ съемка по произведенным затратам вре­ мени...» П равда, несмотря на все те усилия, ныне «След росомахи» уже почти занесен ветром времени и еле различим и доставать. Так, в самой первой сцене фильма, где чукча охотится на моржа, Ро- гожкину чего-то не хватало, но он сам не понимал чего. А когда увидел мою мятую фронтовую кружку, которую мне подарил один Герой Советского Союза, попросил ее для съемок. Она появилась на крупном плане. Доставать приходилось многое: во­ енную амуницию, оленьи меха, гидрокос­ тюмы... Многим покажется, что самолеты, то и дело ревущие в кадре, нарисованы на компьютере. Ан нет! Это были реальные Як-52. В воздухе держалось до девяти са­ молетов, которые летали со старого аэро­ дрома в Мурмашах. Но когда камни с его покрытия повредили винты, истребители стали летать из Килпъявра. Съемки с их участием стали самыми сложными, ведь надо было, чтобы машины оказывались в кадре в нужное время и летели в нужном направлении... В Мурманской области были в основном военные сцены. Много было задействова­ но наших ребятишек из Печенги, Заполяр­ ного. Потом - морпехи участвовали в съем­ ках, пограничники. Пятиклассник Сережа одной из школ Заполярного прослыл пря­ мо-таки фантастическим актером! Он иг­ рал внука главного героя, Сергея Ивано­ вича, три дня участвовал в съемках! Мало того, просто потряс всех своим талантом. Так и заявлял: «Как я люблю сниматься в фильмах!». Я у него как-то спросил: «Се­ реж, а в скольких фильмах сняться-то уже успел?» «Вообще, «Перегон» - в моей на фоне других, более заметных лент. А вот картина Александра Рогожкина «Пе­ регон» на виду и в прямом, и в переносном смысле слова. Она снималась совсем не­ давно, ее продолжают смотреть и обсуж­ дать. Фильм, показывающий войну без вой­ ны - повседневную жизнь маленького аэродрома на Чукотке, через который пе­ регоняют на фронт ленд-лизовские «аэ­ рокобры», делали в том числе и на Коль­ ском полуострове. Киногруппа во главе с режиссером приехала в Мурманск 25 мая 2005 года, с 1 июня начались съемки, про­ должавшиеся около двух недель. В этот период шла работа над пятью эпизодами с участием звезды современных сериалов Даниила Страхова, специально привезен­ ных чукотских актеров и массовки. Интересны впечатления, оставшиеся от нашего края у Страхова, исполнивше­ го роль начальника аэродрома капитана Лисневского: «Природа тех мест порази­ ла мое воображение, - пояснял он в од­ ном из интервью, - там все другое. Другое небо. Другая земля. Другая вода. Другие люди. Меня поразило, что там, в этом ма­ леньком поселке под названием Заполяр­ ный, люди не ложатся спать до четырех, до пяти утра. Бродят по улицам. В основ­ ном молодежь, конечно. Им нечего делать - нет ни дискотек, ни других мест развле­ чений. И при этом они не пьяные. Я пора­ довался за местную крепкую заполярную семью, которая держит подрастающее поколение в жестких рамках». Снятые на нашей земле кадры, пожа­ луй, во многом были бы иными, если бы не помощь, которую оказал кинематогра­ фистам мурманский писатель, краевед, поисковик Михаил Орешета, вдоль и по­ перек исходивший Кольский полуостров. Ему и предоставлю слово, совместив отрывки из нескольких интервью, опуб­ ликованных в разное время в областной прессе. Итак: - Позвонил из Питера Дима Рачков, который был назначен директором ро- гожкинской картины «Перегон»: «Мне сказали, что вы можете нам здорово по­ мочь, поскольку действие в «Перегоне» происходит на Чукотке. А туда ехать ни­ каких денег не хватит, это нереально. По­ этому мы ищем «натуру», которая бы Чу­ котке соответствовала». Я ответил: «Да нет проблем! Приезжайте! Я вам такую Чукотку покажу!». Следом за этим звон­ ком приехал Рогожкин... Мы определили точки для съемок, потом в течение года почти шла какая-то работа, мне звонили, советовались, информацию уточняли. Моей основной задачей был выбор пло­ щадок под какие-то сценарные эпизоды. Допустим, пролет самолета, проход чук­ чей, охотников. Рогожкин, к примеру, мне говорил: «Мне нужно, чтобы скалы выгля­ дели так, а море - так». Я сидел, думал, вспоминал наш Кольский край, потом мы ехали в намеченные мной места, я их по­ казывал... Рогожкин очень скрупулезно подходил к деталям. Если хоть какая-то мелочь, хоть пуговка на форме ему не понравится, приходилось гонять машину в Заполярный Михаил Кононов на сцене клуба моряков. актерской практике первый, - ничуть не растерялся пятиклассник, - но в фильмах все равно сниматься люблю!» Вот такой эпизод: работаем на побе­ режье Печенгского залива. И съемка не идет... Я видел, что Рогожкину это очень не нравится, но сначала не мог понять, по­ чему. А потом понял - цвет воды! Потому что в Печенгском заливе вода мутная и на морскую никак не тянет. Я подошел к Рогожкину, говорю ему: «Вот цвет воды...» Он с досадой отвечает: «Да я сам вижу! Жду, когда тут все «устаканится»!» Я объ­ яснил, что тут никогда ничего не «устака­ нится», просто в этом заливе вода такая. Почти сразу режиссер объявил: «Съемки прекращаем!» И начал обрисовывать мне, какую именно картинку для съемок ему нужно. Была полночь, киногруппа уехала отдыхать в Заполярный. А мы с Рогожки- ным, главным оператором и художником сели в машину, и к трем часам ночи я их привез в устье реки Титовки. Как раз солн­ це стояло над Баренцевом морем, было очень красиво. И вот когда они вышли из машины, я увидел лица очарованных мужиков. Оператор, например, хлопал в ладоши и кричал: «Супер! Да это прос­ то фантастика!». Рогожкин тут же начал звонить своему «заму». И на утро были назначены съемки на незапланированной площадке в устье Титовки... Перед отъездом вся группа и Рогож­ кин очень жалели, что основные съемки пройдут в Новгороде. Они были очень расстроены этим. Говорили, что если бы все съемки проходили здесь, то фильм бы был гораздо лучше. «Перегон», вышедший на экраны в 2006-м, стал одним из главных событий российс­ кого киногода. «Рогожкин, - отмечал, ре­ цензируя картину, критик Александр Гар- рос, - снимает кино о главной «трудности перевода», не языковой - экзистенциаль­ ной; о том, что человек по сути если и не добр, то точно не зол, и что каждый че­ ловек... от рождения владеет тем единст­ венным языком, на котором двое незлых всегда могут договориться, - природным, любовным... называйте как угодно. И главная беда в том, что язык этот в нас задавлен, забит, почти вытравлен навя­ занными мороками идеологий, фанатиз­ ма, нетерпимости, и мучительно трудно пробиться к изначальному знанию». Во­ площению этой нравственно благородной идеи способствовала, как могла, и наша Кольская Чукотка. Напоследок задумаемся о будущем. Восхищенный красотами мурманской природы, Рогожкин однажды восклик­ нул: «Да тут можно все снимать - и Чу­ котку, и Арктику, и Крым! Это превзошло все мои ожидания!» А значит - впере­ ди новые творческие замыслы, новые съемки, новые ленты. Вполне возможно, окажутся среди них и те, что продолжат «чукотскую» тему в истории мурманско­ го кино. И восхищенные заполярными пейзажами на экране зрители так и не догадаются, что сняты они были на про­ тивоположном от места действия филь­ ма конце страны. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz