Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области Мурманское кино (Продолжение. Начало в № 146-150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 год и №49, 52 за 2009 год.) 13. Киносервис В помещении было холодно. На­ столько, что изо рта шел пар и мерзли руки. - Специально когда-то батареи об­ резали, - ведущий специалист област­ ного архива Вячеслав Кузнецов вел меня вдоль длинного ряда стеллажей. - Пленка любит низкую температуру. Мы находились в Мурманске на улице Трудовые Резервы, 3, где бе­ режно хранятся документы ликви­ дированной в конце девяностых государственной производственно­ посреднической фирмы «Кино-сер­ вис» - наследницы существовавшего в советское время управления кино­ фикации. Я остановился, взял в руки круглую металлическую коробку, в которой лежала лента, прочитал над­ пись - «Семнадцатый трансатланти­ ческий», положил на место. Кузнецов поторопил меня: - Идем, идем. Скоро мы оказались в комнате, где на полках стояли подшивки журналов «Искусство кино», каталоги фильмов и конверты с рекламными снимками к старым кинокартинам. Вячеслав Данилович прошел в дальний угол, покопался в литературе, пошелестел страницами и, улыбаясь, протянул мне несколько папок с полустертыми надписями на обложках: - Вот, держи. От сердца отрываю. Я взял в руки увесистый бумажный «кирпич», прочел: «Циркулярные рас­ поряжения «Главкинопроката», отде­ ла контроля за репертуаром». Взгля­ нул на даты: «С 1940 по 1946 год». - Интересные материалы, - под­ мигнул Кузнецов. - О том, какое кино и как нам показывали. Пользуйся. Пусть народ знает. Что ж, пусть знает. По материалам, с которыми познакомил меня Вячес­ лав Данилович (хотя и не только по ним), написана эта статья. Люди любят смотреть кино. Эта аксиома нисколько не изменилась за более чем столетнюю историю кинематографа. И для Кольского по­ луострова она точно так же верна, как и для всей остальной России. Во всяком случае, уже в революцион­ ном 1917 году руководство первого в Мурманске культурно-развлекатель- ного учреждения - Морского клуба, по меткому замечанию одного из современников, «строило экономику на киносеансах, танцах и буфете». Киносеансы, заметьте, стоят на пер­ вом месте. Председатель Централь­ ного комитета Мурманской флотилии Валериан Бжезинский донес до нас атмосферу кинопросмотров весны 1918 года, когда в краевом центре уже размещались силы союзников - англичан и французов. «На меня произвело впечатление, - вспоминал он, - поведение английских матросов, которые при каждой помехе на экра­ не, а ленты рвались часто, поднимали неистовый свист и топот; делали это с безразличным, скучающим видом». В двадцатые годы популярность «синема» нисколько не уменьшилась, скорее наоборот. Увидеть кино жаж­ дали и жители рыбацких становищ, и лопари с отдаленных погостов. Но доступно оно в ту пору было почти исключительно горожанам. Стремле­ ние руководства мурманских клубов разнообразить репертуар, привлечь возможно большее количество зри­ телей порой приводило к курьезам. Вот, к примеру, отрывок из заметки «Пир во время чумы», опубликован­ ной 23 апреля 1925 года в «Полярной правде»: «Встретил приятеля. «Пойдем в кино, там сегодня можно посмеяться, идет Чарли Чаплин». «Пойдем». Пошли. Приходим на 3-ю часть Чар­ ли Чаплина. Ничего, посмеялись вдо­ воль. Кончилась эта картина, ждем дальше. И вдруг... Похороны Ильича. И вот то, что каждый рабочий с бо­ лью в сердце переживает при одном воспоминании об этой тяжелой утере, переплелось с глупыми кривляниями Чарли Чаплина». В общем, начали за здравие, а кончили за упокой. И надо сказать, что авторам вышеописанного казуса крупно повезло. Случись эта история десятилетием позже, одной заметкой в газете дело, возможно, не ограни­ чилось бы. Под репертуарную оп­ лошность ничего не стоило подвести идеологическую базу. Но тогда систе­ ма контроля за кинопрокатом только формировалась. Лишь в начале 1929 года при мурманском окрполитпро- свете создали репертуарно-просмот­ ровую комиссию, в задачи которой помимо всего прочего входил и пред­ варительный просмотр «некоторых кинофильмов». Об уровне киносервиса можно су­ дить по дошедшим до нас, и опять- таки газетным, возмущенным репли­ кам. «Каждый раз, как идет... кино, у театров идет сплошной беспорядок. Шум... Гам... Пьяных масса. Неужели нельзя это изжить. Петька К.» Такой была ситуация в середине двадца­ тых. К 1938-му изменилось немногое: «Соседи мирно позванивают раску­ поренными поллитровками... Рядом с кинотеатром открыта пивная. Вход в кино загораживает ларек Мурмантор- га. В этом ларьке продается, между прочим, и водка. Неудивительно, что и в кино, и вокруг кино постоянные драки, ругань, дебоши... Кассы пред­ варительной продажи билетов нет, за билетами очередь. Весь служебный ряд - 27 мест - каждый сеанс занят людьми, проведенными по запискам дирекции». Главное достижение довоенного времени заключалось в том, что кино уверенно, широко шагнуло в массы. 1935 год: «В районах и становищах ок­ руга в настоящее время Мурманское отделение Ленкино имеет 8 кинопе­ редвижек, - сообщала «Полярка». - В любой момент они могут быть пере­ брошены в районы, не имеющие пере­ движек, и на лесопункты». «Восьмая муза» покоряла сердца, привлекала, очаровывала. «Кинопередвижка с картиной «Чапаев» вернулась из Порт- Владимира, - извещал читателей мур­ манский корреспондент. - За короткое время в становищах округа «Чапаев» просмотрели больше 5 тысяч рыба- ков-колхозников и оленеводов». И традиция проведения областных ки­ нофестивалей тоже уходит корнями в довоенное прошлое нашего края. Кино стремилось проникнуть бук­ вально в каждый дом, в каждую душу. В 1939 году появилась новая форма обслуживания - для передови­ ков, стахановцев фильмы демонстри­ ровались прямо у них дома. Первый такой сеанс состоялся на квартире железнодорожника, руководителя ремонтной бригады Н. С. Андайки- на. Ему предложили несколько кар­ тин. Он выбрал «Ленин в 1918 году». «В маленькой комнате, - писали в прессе, - позади импровизированно­ го кинозала устанавливается пере­ движка. Напротив на широкой стене натягивается полотняный экран. Се­ мья и гости удобно располагаются на стульях и скамейках... Первый кино- сеанс на дому имел большой успех и получил одобрение зрителей. Надо широко пропагандировать это заме­ чательное культурное начинание». Вряд ли кто-то мог тогда предвидеть, что в будущем домашние просмотры - телевизионные - смогут успешно конкурировать с показом фильмов в кинотеатрах. Развивалась система проката и ки­ нообслуживания населения. В 1939 году было создано управление кино­ фикации Мурманской области, преоб­ разованное затем, в 1953-м, в отдел кинофикации при управлении куль­ туры Мурманского облисполкома, а в 1963-м - в управление кинофикации Мурманского облисполкома. У же в первые послереволюци­ онные годы кино называли «не­ мым пропагандистом и агитатором». С появлением звуковых картин его идеологическое значение выросло еще больше, а потому усилился и кон­ троль. Фильмы должны были выра­ жать официальную партийную и по­ литическую линию. Колебания этой линии приводили в итоге к частым пе­ ределкам, а то и к запретам лент. Так, после заключения пакта о ненападе­ нии с Германией из репертуара убра­ ли все антифашистские картины. Нередко в Мурманск приходили распоряжения, подобные следующе­ му - о документальном фильме «Бу­ дем как Ленин» от 10 июня 1940 года: «После кадра № 231 в монтажном листе добавить планы: - Народ приветствует т. Сталина - 2,5 м. - На трибуне т. Сталин - 64 м. - Народ слушает т. Сталина -1,5 м. - Тов. Сталин на трибуне - 3,5 м. - Зал. Народ аплодирует -1,8 м». Или еще пример. Ввиду улучшения советско-японских отношений 19 июня 1940 года в областной центр из Москвы прислали указание изъять из немого варианта кинофильма «Юные Ворошиловские стрелки» надпись № 6: «Утром японские самураи пере­ шли нашу границу» и надпись № 78: «И ни один японец не ушел». 22 июня 1941 года, в первый же день Великой Отечественной войны, из столицы поступил приказ вернуть на экран запрещенные ранее антифа­ шистские и патриотические ленты и одновременно запретить хроникаль­ ный фильм «К заключению договора между СССР и Германией о совет­ ско-германской границе». Началась новая эпоха. Киносеть региона была разрушена. Из 133 установок к 43-му году уцелела лишь 41, а в Мурманс­ ке после бомбежек лета 1942-го из 18 аппаратов осталось два. В июле все того же трагического 42-го года областную контору Главкинопроката эвакуировали в Кировск. Работники киноотрасли наравне со всеми мурманчанами переносили тяготы и лишения военного време­ ни. «Мою квартиру 5 раз бомбило, - докладывал в 1944 году на област­ ном совещании работников киносети начальник Мурманского отделения кинофикации Акулов, - потерял все барахло, все вещи. Сейчас дали квар­ тиру - ни окон, ни дверей, меня обо­ крали, остался в чем мать родила, и ничего не получишь, говорят, что не положено». Подобная ситуация была скорее правилом, чем исключением. На том же совещании отмечалось, что у киномеханика Овчинникова квартиры нет вовсе и что он живет при кинотеатре в 10-й школе, а меха­ ник Никитин остался без обуви, ходит буквально босой, следовательно, «не заинтересован и только торопится домой». Впрочем, разруха и суровые усло­ вия быта вовсе не удивительны - вой­ на есть война. Удивительно другое: интерес к «важнейшему из искусств» не ослабевал. Скорее, наоборот. «По­ пробуйте достать билет в кинотеатр в гор. Мурманске, особенно если идет новая картина, - отмечал на одном из собраний заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации Мур­ манского обкома ВКП(б) Смирнов. - Сначала нужно постоять три часа в очереди, вам намнут бока, потом оторвут все пуговицы. Если удостои­ тесь перенести все эти испытания, то попадете в число счастливцев и по­ смотрите картину. Такое положение и в других городах области». Особенным успехом пользовались ленты на военную тему. Фильм «Жди меня», в котором главный герой - лет­ чик выживает вопреки всем преврат­ ностям ратной судьбы, выдержал в областном центре 37 показов, тогда как средним результатом для про­ чих лент в городе, население кото­ рого резко сократилось, было всего 4. Его при полном аншлаге увидели свыше 12 тысяч человек. «На эту картину, - рассказывала начальник облуправления кинофикации Фила­ това, - многие являлись с письмами мужей с фронта, рекомендовавших посмотреть этот кинофильм, и проси­ ли продлить демонстрирование этой картины». И ленту крутили для новых и новых зрителей. Свидетельством самоотверженно­ го труда работников киносети стало вручение областной конторе Главки­ нопроката в ноябре 1943 года пере­ ходящего Красного знамени ЦК Союза кинофотоработников и комитета по де­ лам кинематографии при СНК СССР. После Победы кинообслуживание населения на Кольском полуострове быстро достигло довоенного уровня и пошло дальше - к сплошной кино­ фикации региона, осуществленной в начале 60-х. А в 1956-м, после XX съезда партии, в очередной раз по­ менялась «генеральная линия», в соответствии с которой из фильмов теперь вырезали все упоминания о «вожде народов». Вот один из цир­ куляров той поры. В ленте «Кинодо­ кументы о В. И. Ленине» 1949 года выпуска требовалось «удалить конец дикторского текста вместе с изобра­ жением, приходящийся на план № 65 и начинающийся словами: «Великий друг, соратник...» и т. д. и кончаю­ щийся словами: «... нашего учителя, нашего вождя». Рядовыми бойцами кинофронта были тогда киномеханики, достав­ лявшие фильмы в самые отдаленные уголки края. Процитирую типичный фрагмент из характеристики на одно­ го из них. «Пришел Цикин Н. Ф. в ки­ носеть Кольского района Мурманской области семнадцатилетним парнем и работал сначала учеником, а затем стал работать мотористом. Учился, совершенствовался, получил права киномеханика второй категории. И вот уже 20 лет обслуживает лесо­ участки Верхнетуломского леспром­ хоза. Конечно, сейчас, в наше время, на лесопунктах и радио, и телеви­ зоры, и электростанции, которыми стала богата Мурманская область, а несколько лет назад дорог и тех не было. Добираться к Нотозеру нужно было летом по реке, зимой по льду. В лесу аппаратуру возили на лошадях, на волокушах, а с ней и передвиж­ ные электростанции. Не будет пре­ увеличением сказать, что вывезти аппаратуру в ремонт с лесопунктов без дорог требовало больших усилий, но Николай Федорович всегда делал свое дело честно, добросовестно. И зрители не оставались и не остаются равнодушными к своему киномехани­ ку. Нет такого человека на отдален­ ных лесопунктах, который не знал бы Цикина, и всегда о нем слышишь только хорошие отзывы...». В СССР был популярен лозунг «Все лучшее - детям». Кино, безусловно, относилось к лучшему. В 60-е в нашем крае развернулась активная борьба за сооружение особого кинотеатра - для детей. В 1965 году начальник областного управления кинофикации Вакорин сообщал московскому руко­ водству о намерении «добиваться, запланировав іяизированмог; ’ не увенчалось ювали детск* ізрослых. в ка 'элярном ра^ чтобы в г. Мурманске строительство специ; детского кинотеатра» успехом его начинание Зато в регионе дейсті кинотеатры на базе е нотеатре «Север» в Г тало детское кино "Снежинка* g гу. возерском Доме культуры - «Пионер - примеры можно множить и множит Вдобавок практически в ка.*д.-"‘ школе области был свой киноаплаоа? для демонстрации учебных картині в некоторых даже кружки юных ки. номехаников. Кроме того, везде гт» показывали кино, будь то город село, несколько раз в неделю обяза. тельно шли детские фильмы. На к* никулах же для детворы устраивал! кинофестивали с просмотром люби­ мых картин. К стати, о фестивалях. Их в г, пору проводили регулярно ’! только в 1967 году в области с ялось 27. Поводы и темы были сам,’, ми разными - от очередных юбилее Октябрьской революции или съездов КПСС до гражданской обороны и хи­ мической промышленности Иной эти мероприятия выходили за рамі» зрительных залов и фойе. Так. в 1974 году к 30-летию разгрома немецко- фашистских войск в Заполярье фияС мы показывали на импровизирован­ ных экранах, установленных прямое улицах. Звезды кино приезжали едв? ли не на каждый День рыбака - самь? любимый мурманский праздник те* лет. И не только на День рыбака. Приведу лишь два примера. В 196- году на фестивале «Искусство при- надлежит народу» гостили актер. из Москвы и Ленинграда, а также ру­ ководящие работники «Ленфильѵг В их числе находились: режиссер-. Г. Натонсон и И. Анненский, операто­ ры О. Куховаренко и Л. Горин, т а к второго творческого ленфильмовс- кого объединения М. Рысс, артист^ Зоя Федорова, Татьяна Самойло­ ва, Рита Гладунко, Леонид Быков / многие другие. Кинематографисгъ встречались со зрителями в Мур. манске, Североморске, Мончегорске Кировске, посетили 48 предприятия «В Мурманской области, - утвержда­ лось в официальном отчете, - это быт первый массовый кинофестиваль с участием большой группы советски киноактеров, режиссеров, операта- ров. Он сыграл большую роль в про­ паганде советского киноискусства*. А в 1989-м в кинотеатрах регион; прошли творческие встречи с Серге­ ем Никоненко, Станиславом Любши­ ным, Андреем Ростоцким. Светлана Крючковой. К концу 80-х на Кольском полуост­ рове действовало 150 киноустановок ежемесячно 10-тысячным тираже» выпускалось рекламно-информаш- онное обозрение «Киноэкран Запо­ лярья», работали выездные кассы, и еще многое предпринималось да того, чтобы смотреть кино было удоб­ но и приятно. Все изменилось ссаз« и вдруг в начале 90-х. «Продолжаю­ щийся развал экономики, рост ж привели к резкому ухудшению жиз­ ненного уровня работников киносети. - делились в ноябре 1991-го свои» бедами с главой областной админис­ трации Евгением Комаровым рабсп- ники Кандалакшской кинодирекциг - Средний размер окладов состав.-; всего 190 рублей, что значительк ниже среднего прожиточного мини­ мума, определенного по стране. Планируемый в 1992 году полны/ хозрасчет в кинопрокате приведет* тому, что даже этот заработок не бу­ дет гарантирован нашим работника».' Сокращение кадров, погоня за зара­ батыванием денег приведет к паде­ нию уровня культуры обслуживанг*: зрителей, придаст коммерческую на­ правленность репертуарному плани­ рованию. На селе хозрасчет приведг к закрытию киноустановок, являю­ щихся зачастую единственным куль­ турным очагом в населенном пунк­ те». Все в итоге так и получилось. Существовавшую киносистему пы­ тались приспособить к новым време­ нам. В 1988-м на месте управлені': кинофикации создали областное про­ изводственное объединение по кине и видеообслуживанию населения, а 1990-м преобразовали его в произ­ водственное киновидеообъединение Мурманского облисполкома, а в 1992 году появилась государственная про­ изводственно-посредническая фир­ ма «Кино-сервис». В 1999-м она за­ крылась, обозначив тем самым коней старой эпохи. Ныне на киноэкранах нашего край безраздельно властвует рынок со всеми своими достоинствами и недо­ статками. И уже озвучиваются план» преобразования кинотеатра «Мур­ манск» в пятизальный мультиплекс и переустройства «Родины» - с клубом, рестораном, развлекательным Ц®’ тром. Ну а что в конечном счете сб^ дется, что нет, поживем - увидим. (Продолжение следует.) Щ Кружок юных киномехаников. 1956 год. У аппарата Валерия Заглавская. Мурманский На сцене клуба моряков Михаил Глузский и Людмила Зай№£ 27 марта 2009 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz