Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

14 Начало пути О росте числа учащихся только в одном только Мурманске говорят следую­ щие данные [26, с. 102]: Учебные Количество учащихся годы 1-4 кл. 5-7 кл. 8-10 кл. Всего 1935/36 8900 2900 300 12100 1936/37 9700 3800 500 14000 1938/39 9809 5484 999 16292 1939/40 9367 5880 1268 16513 Но школьное строительство в крае во многом усугублялось нехваткой кадров учителей. Педагогический техникум, который работал в Мурманске в тридцатые годы, не мог решить эту проблему, так как он готовил учителей начальной школы. В 1939 году правительство принимает решение, во многом определившее успехи развития народного образования в Кольском крае. В Мурманске был открыт двухгодичный вечерний учительский институт (Протокол № 80 засе­ дания оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области от 13 ноября 1939 года). Перед новым институтом поставили задачу обеспечить школы Мурманской области учителями для работы в 5-7 классах общеобразовательных школ. В институте было открыто три отделения: физико-математическое, историко- филологическое и химико-биологическое (в дальнейшем естественно-географи- ческое). Кроме того, действовали ускоренные курсы подготовки учителей на этих же отделениях [14]. Первоначально в институте училось всего 75 человек. Учебные помещения размещались в здании педагогического техникума (сейчас это здание факуль­ тета физико-математического образования, информатики и программирования), занимая половину третьего этажа. Студенты жили сначала в «Доме рыбака и оленевода» (рядом с теперешним зданием художественного музея), а затем в общежитии совпартшколы (в южном районе города), где им было выделено восемь комнат. Вскоре институт реорганизовали в дневной Мурманский государственный учительский институт, в котором прежние отделения и сроки обучения бы­ ли сохранены. Общий прием студентов на все отделения составил уже 180 человек [16]. Сохранилось мало сведений о работе института в первые его годы, тем цен­ нее немногочисленные статьи преподавателей и студентов в газете «Полярная правда»: Летом 1940 года, наряду с другими высшими учебными заведениями, получал заявления от школьников и вновь организованный Мурманский государственный учительский институт, — говорится в статье студентки Болычевой. — Просторы севера привлекли внимание молодежи юга и средней полосы СССР. Заявления поступали из Астрахани, с Украины, из Сибири. Правда, не совсем приветливо встретил институт вновь поступающих студентов. Тогда еще не были созданы комсомольская организация и профком. В институте даже библиотека (имевшая тогда всего 700 экземпляров книг) не работала. Институт тогда только рождался. Но сразу 1 сентября начались занятия на всех трех отделениях. В первый семестр не хватало очень многого. Не было не только оборудования, но даже и своих кабинетов. На днях институт получил большое количество оборудования для физического кабинета — много приборов по электричеству, оптике, гидравлике, механике, автоматиче

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz