Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

______________________________________________________ тз Становление Учительского института В истории советского общества 1930-е годы ознаменовались значительными завоеваниями советского народа в экономической и культурной областях. СССР из отсталой аграрной страны превратился в индустриальную державу. В начале 30-х годов Коммунистическая партия и советское правительство принимают ряд постановлений о школе, которые определили ее дальнейшее развитие. По всей стране развернулась энергичная работа по введению всеоб­ щего начального обучения. Число учащихся в общеобразовательных школах в 1929-1930 учебном году, равнявшееся 13,5 миллионов, выросло в 1934-1935 учебном году до 23,5 миллиона, а к концу 1939 года — до 32 миллионов. В январе 1934 года состоялся XVII съезд Коммунистической партии, кото­ рый поставил задачу: ...завершение во втором пятилетии не только ликвидации негра­ мотности среди населения страны, но и ликвидации малограмотности трудоспособного взрослого населения и проведения всеобщего обяза­ тельного политехнического обучения в объеме семилетки, в первую очередь в деревне,-.поскольку в городе эта задача была в основном уже разрешена на протяжении первой пятилетки... [49, т. 2, с. 81-82] Бурно росло число учащихся 5-7 и 8-10 классов. Так, количество учащих­ ся 5 -7 классов в 1929-1930 учебном году составляло 1,6 миллиона человек, а в 1938-1939 — уже 8,8 миллиона. В стране возникла проблема подготов­ ки учительских кадров. С введением всеобщего обязательного начального обучения выросла сеть педагогических техникумов (переименованных позже в педагогические училища), готовящих учителей начальных школ. Государство стремилось повысить социальный статус учителей. В 1936 году ЦИК и СНК СССР принимают постановление «О персональных званиях для учителей начальных и средних школ», в котором говорилось: «...Советское учительство выросло в мощную культурную силу, выделив из своих рядов учителей, хорошо владеющих педагогическим мастерством и показывающих образцы в деле обучения и ленинского воспитания подрастающего поколения». В этом же году была проведена аттестация учителей особыми комиссиями. Лучшим из них были присвоены персональные пожизненные звания учителей начальной или средней школы, а также повышена заработная плата. В марте 1939 года состоялся XVIII съезд партии, который поставил задачу перейти к осуществлению среднего образования в городе и завершить всеобщее семилетнее обучение в сельских местностях и национальных республиках [50, т. 6, с. 121]. Все эти социально-экономические процессы нашли яркое отражение в жиз­ ни населения Кольского края. Индустриализация Кольского полуострова и про­ ведение преобразований в крае в предвоенные годы вызвали огромный рост населения. В конце 30-х годов на Мурмане насчитывалось 291,2 тысяч жителей, что было в 15 раз больше по сравнению с 1926 годом (23 тысячи). Значитель­ но увеличилось детское население. Для учащихся были построены десятки новых школ. Начиная с 1930 года, неуклонно увеличивались ассигнования на развитие школ края из местного бюджета. В 1930 году они составляли 574 тысячи рублей, а в 1934 — 6,5 млн рублей, то есть увеличились более чем в 10 раз [7, с. 36].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz