Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

15 ские измерительные приборы. Основные приборы и наглядные пособия имеет и естественно-географический факультет. Институт ежедневно пополняется новым оборудованием. За 9 месяцев значительно расширилась библиотека. Она уже насчитывает 5 тысяч книг и 1,5 тысячи брошюр. Сейчас перед институтом стоит большая задача — подготовиться к приему новых учащихся. Уже сейчас институт ежедневно получает много запросов от молодежи, заканчивающей средние школы. За апрель получено свыше 50, среди них запросы из всех районов нашей области и из других областей страны. [10] Из газет тех лет мы узнали, что в институте бурлила студенческая жизнь. Были созданы комитет комсомола и профком. Студенты приходили на консуль­ тации, организованные преподавательским составом. Особенно интересно про­ ходили консультации по марксизму-ленинизму у А. В. Когана, директора СШ-17 (ныне СШ-1). Сдавали экзамены по элементарной алгебре, математическому анализу и аналитической геометрии, дарвинизму, «новейших достижениях крупнейшего советского ученого-селекционера, академика Лысенко», методике преподавания литературы, критиковали «любительско-дегустаторскую оценку литературы Греча и Кошанского — учителя Пушкина», на экзамене по физике объясняли устройство катодной лампы и др. Совместно с педагогическим учи­ лищем студентами литфака был подготовлен и проведен вечер, посвященный памяти Л. Н. Толстого. Преподаватель В. Моровиков рассказывает о том, как проходила подготовка будущих учителей естественных наук: химии, географии, биологии: В первом полугодии студенты на практических занятиях изучали мир беспозвоночных животных. Особенный интерес вызвала тема «Вредите­ ли сельского хозяйства». Определением их, установлением мер борьбы с ними студенты занимались с особым увлечением. Каждый студент имел 60 часов практики. Во втором полугодии студенты слушают курс ботаники и одновременно выполняют практические работы. 68 часов предстоит проработать каждому в лаборатории, там студенты изготов­ ляют препараты, определяют растения, проверяют свои теоретические знания на практике. Весной, в конце учебного года, студенты поедут на полевую практику в совхоз «Индустрия», посетят звероводческий совхоз, ботанический сад и геологический музей Кольской базы Академии на­ ук в г. Кировске. На побережье Кольского залива будут организованы наблюдения за жизнью моря и его фауной. [59] Но этим планам не суждено было сбыться, так как началась война, институт был закрыт, а когда он возобновил свою работу в 1944 году, естественно­ географическое отделение было закрыто. Все наглядные пособия по биологии были переданы во временное пользование Мурманскому педагогическому училищу (Приказ № 102 от 10.10.1945). Трагическая судьба М.Э. Израэлита — первого и. о. директора Учительского института Много сделал для становления нового учебного заведения Марк Эмману­ илович Израэлит (1898-1943) — первый руководитель института. До этого он работал завучем школы № 10 (ныне гимназия № 2 ) г. Мурманска. Марк Эммануилович был одним из лучших мурманских преподавателей математики 30-х годов. Это человек с трагической судьбой. На него поступил донос о том, что «Израэлит распространяет антисоветские измышления в форме анекдотов*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz