Дранишников, В. В. Изучение истории края на ранних этапах обучения школьников : V-е классы // Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы / М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. отд-ние Акад. пед. и социал. наук, Ком. по образованию администрации Мурм. обл. – Мурманск, 2003. – Т. 1. – С. 42-46.

В системе гражданско-правового воспитания младших школьников используются разнообразные активные методики для того, чтобы сформировать не только гражданско- правовые представления, по и гражданские навыки и ценности. Главная цель- это не ин­ формация о законах и правилах, не моральные наставления, а формирование активной гражданской позиции, воспитание гражданина. В.В.Дранишников MI НУ г.Мурманск Изучение истории края на ранних этапах обучения школьников (V-e классы) Идея изучения краеведения на ранней ступени обучения истории была научно обоснована во 2-ой половине XIX века выдающимися представителями отечественной пе­ дагогики. Например, ещё в 1867 году п статье «Сделать русские школы русскими» К.Д.Ушинский писал как о первейшей необходимости и большой педагогической целесо­ образности обогащения учащихся, начиная с начальных классов краеведческими или, как- тогда называли, родиноведческими знаниями. Эти идеи нашли дальнейшее разьитне в трудах ученых и деятельности учителей- прзктиков в начале XX века. Московский педагог Н.Родзевич в журнале «Вестник воспи­ тания» за 1902 год в статье «Отечество преподавании исследования в 1 и 2 классах» (гим­ назии) развивает мысль о том, что местная история должна послужить «исходной точкой в преподавании истории». В дореволюционной России учёные, педагоги, методисты не только научно обос­ новали возможность и целесообразность изучения краеведения на ранних ступенях обуче­ ния истории, но и разработан: содержание и формы внеклассной краеведческой работы по предмету. В советское время идея раннего обучения истории родног о края особенно плодо­ творно развивалась до 1928 года: существовали многочисленные краеведческие издания, писались и издавались краеведческие учебники и пособия. «Золотым десятилетием» крае­ ведения называл этот период С.О. Шмидт, т.к «только с 1917 по 1927 г.г. число краевед­ ческих учреждений и организаций увеличилось более чем в 10 раз: по неполным данным, с I 55 до 1761, причём многие из них выпускали свои издания (иногда - рукописные жур­ налы). Деятельность таких организаций -- особенно при отсутствии других научных учре­ ждений - превращала их, как тогда выражались, в своеобразные «академии наук на мес­ тах» . Ведущая роль в организации этой деятельности принадлежала музейным работни­ кам и учителям школ. «Краеведческий бум» происходил и на Крайнем Севере. 17 октября 1926 года стало днём рождения Общества по изучению Мурманского края. В этот день состоялось общее собрание членов общества, на котором присутствовали 45 человек. В президиум собрания были избраны Клюге, Алымов и Осиновский. Собрание вёл В.К. Алымов. Ныл утверждён устав общеегеа. Общеизвестные трагические события 30-х годов нанесли удар по всей духовной жизни общества, в том числе и по организации обучения истории края в начальной школе. О днако на всех этапах сложного социально-экономического и политического развития нашей страны ряд учёных, методистов, учителей постоянно высказывали мысль о том, что необходимо уже в раннем возрасте знакомить детей с историей Отечества, особенно с ис­ торией своего края -- «малой Родиной». В некоторых республиках СССР, прежде всего в Прибалтике, уж е в 60-е годы вве­ ли краеведческие курсы в начальной школе. Это было важным средством борьбы за со­ хранение национальной культуры, своего видения и понимания истории, своих нацио­ нальных проблем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz