Дранишников, В. В. Изучение истории края на ранних этапах обучения школьников : V-е классы // Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы / М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. отд-ние Акад. пед. и социал. наук, Ком. по образованию администрации Мурм. обл. – Мурманск, 2003. – Т. 1. – С. 42-46.

В РСФСР школьное краеведение ограничилось лишь введением специальных крае ведческих уроков, которые нередко в ряде школ вообще не проводились или проводились на низком научно-методическом уровне, гак как далеко не каждый регион имел моногра­ фии по истории своего края, учебные и методические пособия. По лом у главный упор де­ лался на внеклассную и внешкольную историко-краеведческую работу по предмету, и прежде всего на массовое участие во Всесоюзных туристско-краеведческих экспедициях пионеров и школьников: сначала «Моя Родина - СССР», потом «Моё Отечество», в на­ стоящее время - «Возрождение России». В ряде школ велись краеведческие факультати- Говоря об изучении краеведения на ранней ступени обучения истории, надо пом­ нить о двух сложившихся стереотипах в мышлении учителей истории, методистов, педа­ гогической общественности, мешающих реализации этой идеи. Во-первых, мы недооце­ ниваем познавательные возможности детей младшего школьного возраста, во-вторых, мы традиционно считаем абсолютно верной мысль: всё то, что близко к нам (т.е. краеведче­ ские знания) понятнее, доступнее тог о, что мы узнаём из отечественной истории. На практике это делается пе всегда так. Например, история Кольского края периода средневековья для восприятия пятиклассника более трудна, чем история средневековья государства Российского в целом, т.к. минимальные знания по отечественной истории школьники (и их родители, даж е не имеющие хорошего образования) могут получить из многочисленных детских и популярных изданий, художественных и документальных фильмов, теле- и радиопередач, а также из рассказов взрослых. Такую информацию о Кольской земле в специальных детских изданиях в достаточной мере школьники Заполя­ рья пока получить не могут. Кроме того, краеведческий материал включает не только сложный общеисторический аппарат, но и местную терминологию, не п о н яту ю много­ численным приезжим (военнослужащим, переселенцам), да и городским жителям, а М ур­ манская область является самой урбанизированной областью в Российской Федерации. В процессе апробирования авторского курса «История родного края», мы ставим следующие задачи: - выяснить степень доступности содержания краеведческого курса для учащих­ ся 5-го класса; - выяснить заинтересованность детей в получении краеведческих знаний; - выяснить возможность курса в гражданском воспитании школьников; - отработать некоторые методические приёмы работы с краеведческим мате­ риалом и т.д. Анализ итогов экспериментальной работы показал: краеведческий курс посиден для учащихся 5-х классов и вызывает у них значительный интерес. Наличие большого разнообразного документального материала, представленного в книге, разноуровневые вопросы и задания позволяют на уроках успешно осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении детей. Результативность учебно-воспитательной работы и прежде всего гражданского воспитания школьников увеличивается при осуществлении учителем органической связи уроков истории с внеклассной и внешкольной работой по предмету (прежде всего поиско­ вой). Курс «История родного края» предъявляет серьёзные нравственно-этические тре­ бования к личности учителя. Этот курс, при равных условиях, в первую очередь должны вести неравнодушные люди, имеющие ярко выраженное, заинтересованное отношение с Кольскому краю, его истории, сегодняшним социально-экономическим и экологическим проблемам, и главное, к его людям: старожилам, ветеранам войны и труда, коренным жи­ телям края. Учителям, ведущим краеведческие курсы, необходимо установить сотрудничество с государственными организациями и учреждениями, занимающимися вопросами краеве­ дения: музеями разного профиля, архивами, общественными и научными организациями с 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz