Дранишников, В. В. Некоторые теоретические аспекты гражданского воспитания школьников // Воспитание гражданина, патриота России : межрегиональная научно-практическая конференция, 13-15 декабря 2000 года, г. Полярный : сборник докладов и тезисов выступлений : пленарное заседание / Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. – Мурманск, 2001. – С. 9-15.

следние годы подвергалась неуемной и деструктивной критике, бо­ лее того - буквально охаивалась в средствах массовой информа­ ции, в произведениях искусства, в научных публикациях". При таком подходе допускается методологическая ошибка, так как, во-первых, только при целостном подходе, то есть при рас­ смотрении проблемы в единстве всех основных направлений рабо­ ты по гражданскому воспитанию школьников, можно продуктивно рассмотреть проблему и в педагогической теории, и в практической деятельности школ, во-вторых, каждое из перечисленных направ­ лений воспитательной работы со школьниками имеет свою специ­ фику, достоинства и свои педагогические возможности. Для практической воспитательной работы мы сформировали следующее определение гражданского воспитания: "Гражданское воспитание школьников - целенаправленная комплексная система классных, внеклассных, внешкольных учебно-воспитательных ме­ роприятий, в которую на добровольных началах, за счет педагоги­ ческого мастерства, увлеченности и убежденности организаторов привлекаются школьники разного возраста. Эта система включает в себя в органическом единстве патриотическое, военно-патрио­ тическое и интернациональное воспитание в соответствии с кон­ кретными задачами, решаемыми обществом, государством и шко­ лой на определенном этапе своего развития". В ряде педагогических изданий и документов понятие "граж­ данское воспитание" дается в связке с патриотическим воспитани­ ем, Например, в "Законе РФ об образовании" мы читаем: "...воспитание гражданственности и любви к Родине". На наш взгляд, во-первых, понятие "гражданственность" шире, так как оно включает в себя и патриотизм (любовь к Родине). Во- вторых, в реальном, правильно организованном педагогическом процессе эти понятия выступают как единое целое. Об этом пишет и академик Б. Т. Лихачев: "Стержнем всего гражданского воспитания является патриотизм и интернациона­ лизм". Ученый не разделяет в педагогическом процессе понятия "гражданственность", "патриотизм" и "интернационализм". Раскроем подробнее нашу позицию. Признавая патриотизм сердцевиной, стержнем гражданственности, мы видим и его огра­ ниченность. Любить Отечество недостаточно. Его надо еще и уметь защищать самыми современными военными средствами. Отсюда возникает необходимость заниматься не только патриотическим, но и военно-патриотическим воспитанием школьников и молодежи, так как, несмотря на потепление международных отношений и оконча­ ние периода "холодной войны" между великими мировым держа­ 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz