Дранишников, В. В. Некоторые теоретические аспекты гражданского воспитания школьников // Воспитание гражданина, патриота России : межрегиональная научно-практическая конференция, 13-15 декабря 2000 года, г. Полярный : сборник докладов и тезисов выступлений : пленарное заседание / Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. – Мурманск, 2001. – С. 9-15.

Исследования ученых Мурманского пединститута показали, что среди учащихся школ, ПТУ, техникумов в возрасте 14-18 лет большинство опрошенных на первое место ставят материальный комфорт (47%), только 10% выпускников верят в науку и разум, лишь 8,2% старшеклассников относятся к труду как к значимой ценности, немногие молодые люди (всего 6%) признают христиан­ ские ценности, и, наконец, самое печальное - на последнем 14 мес­ те в ряду жизненных ценностей оказался патриотизм (5,6%). Мы разделяем мнение Б. С. Гершунского о том, что "...пас­ сивное восприятие тех жизненных приоритетов, которые стихийно складываются в обществе, - едва ли не главный порок современно­ го образования. Тем самым образование лишается своей важней­ шей опережающей, прогностической функции, теряет возможность влиять на общественные идеалы, вести активную, преобразова­ тельную работу по их совершенствованию". На наш взгляд, одним из актуальных направлений воспита­ тельной работы, способствующих оптимизации учебно-воспита- тельного процесса в школе и других образовательных учреждениях системы школьного образования в условиях переходного периода, является концентрация усилий учителей и воспитателей на фор­ мировании важнейшего интегративного качества человека - граж­ данственности, которое во многом определяет ценностные ориен­ тации, нравственные убеждения и идеалы, желание и потребность "жить по совести" (А. И. Солженицын). Не случайно Академия педагогических и социальных наук счи­ тает, что в концептуальном плане "самое важное для утверждения новых государственных сообществ, включая, прежде всего Россию, это проблема становления ответственного гражданина. Не может быть ни действенной демократии, ни эффективной экономики, ни социального мира без ответственной гражданственности, как не мо­ жет состояться государство, имея лишь территорию, хозяйство и ин­ ституты власти, но не имея граждан, которые разделяют общие цен­ ности и проявляют осмысленную лояльность к этому государству...". В исследовании проблемы формирования гражданственности школьников ученые обычно рассматривают отдельные направле­ ния учебно-воспитательной работы - патриотическое, военно-пат- риотическое, интернациональное, правовое, - не исследуя их взаи­ мосвязь и взаимозависимость, более того, иногда противопостав­ ляя одно направление другому. Так, В. И. Лутиванов считает, "что роль и значение патриотического воспитания длительное время принижалось, в противовес интернациональному, по сути космопо­ литическому, а деятельность, направленная на его развитие, в по­ 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz