Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-культурные ценности // Ученые записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава МГПИ (15-19 ноября 1999 г.) : [сборник научных трудов] / М-во образования Российской Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – Т. 1. – С. 12-25.

СЕКЦИЯ «ПЕДАГОГИКА» Ориентация школьников и молодежи на духовно-культурные ценности В.В. Дранишников, к. п. и., доцент Формирование духовности как педагогическая проблема Проблема ориентации школьников и молодежи на духовно-культурные ценно­ сти приобрела в настоящее время исключительную актуальность. Эта комплексная проблема имеет философские, социальные, психологические, педагогические и техно­ логические аспекты. Педагогический смысл “ориентации” многозначен. Ее можно рассматривать и как процесс, и как результат педагогической деятельности. «Ориентация как процесс - это проективные действия от замысла до результата: точный правильный выбор цели, средств ее достижения, оценка действия в сопоставлении поступка с общей направлен­ ностью, планами, жизненными ценностями. Ориентация - необходимый компонент любой жизнедеятельности: труда, познания, искусства, общения »' Понятие “духовность” первоначально использовалось в религиозной и философ­ ской антропологии. Нагорная проповедь - первый источник, где речь идет об иерархии человеческих ценностей, о приоритете заботы о душе над повседневными практиче­ скими заботами. Иисус говорит: «Не для души вашей, что вам есть и пить, не для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, а тело - одежды?» (Мф. 6:25). В. Даль, говоря о многозначности понятия “духовность” высказывает и такую мысль: «Духовность - все относящееся к душе человека, все умственные и нравствен­ ные силы его, ум и воля».2 Последние десятилетия “духовность” стала объектом серьезного внимания со­ циологии, психологии, педагогики, культурологии и других научных дисциплин. Одна­ ко ни Российская педагогическая энциклопедия (первый том которой вышел в 1993 г., а второй - в 1999 г.), ни Большой энциклопедический словарь (издан в 1997 г.) не дают это понятие. Наиболее полное определение “духовности” дает словарь практического психо­ лога: «Духовность - с точки зрения материализма - индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: 1) идеальная потреб­ ность познания; 2) социальная потребность жить и действовать для других» Под ду­ ховностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, вторая - под душевностью. С категорией духовности соотносится потребность познания - мира, себя, смыс­ ла и назначения своей жизни. Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Объективная полезность духов­ ной деятельности человека диалектически сочетается с субъективным бескорыстием, где награда - удовольствие, доставляемое процессом познания окружающего мира, и удовлетворение от выполненного долга, наказание - угрызения совести и чувство ви­ ны.'1 Д.С Лихачев делает попытку раскрыть сущность понятия “духовность” через ее антипод - “бездуховность”: «Это падение роли духовной культуры, отсутствие интере­ Солдатенков А.Д. Ориентация школьников на духовно значимые ценности: Дисс. док. пед. наук: 13.00.01.-М., 1994.-С . 9. 2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т - Т 1 - М Терра 1994 - С. 503. 3Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998 - С 149 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz