Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-культурные ценности // Ученые записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава МГПИ (15-19 ноября 1999 г.) : [сборник научных трудов] / М-во образования Российской Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – Т. 1. – С. 12-25.

са к высшим ступеням культуры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элементарной осведомленности».1 Проблема ценностей вышла на первый план еще в 60-80-х годах XIX в. в связи с надвигавшимся мировым кризисом рубежа веков, о котором И.А Ильин пророчески говорил: «Мы, люди современной эпохи, не должны и не смеем предаваться иллюзии: кризис, переживаемый нами, не есть только политический или хозяйственный кризис, сущность его имеет духовную природу, корни его заложены в самой глубине нашего бытия; он ставит нас перед последними вопросами... Ибо бедствия нашего времени велики; и опасность можно будет преодолеть только тогда, если захвачена последняя глубина человеческой души» Безусловно, духовные ценности - понятие историческое, классово-сословное, отражающее особенности развития и специфику национальных, религиозных, психоло­ гических особенностей тех или иных народов, в целом своеобразие их культуры. Сегодня к проблеме духовно-культурных ценностей обращено внимание многих современных философов, социологов, психологов, педагогов: А. Асмолова, И В. Бестужева-Лады, B.C. Библера, П. Бондарева, Е В. Бондаревской, Б.С. Гершунско- го, И.Ф. Гончарова, Ю.В Громыко, Г.П. Выжлевцева, В.Н. Даниленко, В.А. Караков- ского, А. Метелягина, С.В. Мягченкова, А Д. Солдатенкова, В Н. Сагатовского, Н Е. Щурковой и многих других. Общеизвестно, что «ценность - это положительная или отрицательная значи­ мость объектов окружающего мира для человека, группы, общества в целом, опреде­ ляемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, критерий и способы оценки этой зна­ чимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, установках, целях Разли­ чают материальные, общественно-политические и духовные ценности».3 Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценно­ стей личностных, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Как правило для ценностей личностных характерна высокая осознанность; они отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной ре­ гуляции взаимоотношений людей и поведения индивида. Ценностные отношения людей, по мнению Г.П. Выжлецова, характеризуются следующими чертами: «Во-первых, они являются для людей не внешними и принудительными, а нена­ сильственными, выбранными самостоятельно. Во-вторых, подлинные ценности, на­ пример, любовь, совесть, мужество, нельзя отобрать силой как власть или богатство. Можно захватить носителя ценности, например, знамя, но с трофейным знаменем в атаку не ходят, а нацепив генеральские погоны, полководцем не станешь. Материаль­ ный носитель ценности есть лишь ее признак, оторванный от своей ценностной осно­ вы, он теряет свою социальную значимость и волшебную силу В-третьих, ценности, т е. наличие или отсутствие отношений ценностного уровня, логически или научно до­ казать невозможно. Для того, кто честен или любит, есть честь и любовь, а для бесче­ стного и того, кто никогда не любил, любовь и честь, естественно, химеры» 4 ' Лихачев Д.С. Агрессивность “бездуховности” // Литературная газета. - 1990. - 30 мая. 2Ильин И А Путь к очевидности. - М., 1993. - С. 402. 3 Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М Прохоров: Изд. 2-е - М.: Большая Рос­ сийская энциклопедия. - СПб: Норинг, 1997. - С. 1330. 4 Выжлевцов Г П. Ценности Российской духовности: кризис и возрождение: Со науч статей / Человек и духовно-культурные основы возрождения России. - C-Петербургский университет, 1996 - С. 25 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz