Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-культурные ценности // Ученые записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава МГПИ (15-19 ноября 1999 г.) : [сборник научных трудов] / М-во образования Российской Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – Т. 1. – С. 12-25.

Н Е Щуркова называет факторы, которые способствуют формированию у школьников ценностных отношений: «... развернувшийся на глазах у школьника цен­ ностный выбор “духовное - материальное”, “высокое - низкое”, когда взрослые стоят перед такой альтернативой и избирают безусловно добро, истину и красоту во всех проявлениях - вопреки злу, лжи, уродству . . Если в школе приоритет духовного над материальным и наивысшей ценности над высшей традиционен, то каждый из воспитанников непременно приобретает опыт ориентации на высшие духовные ценности в той или иной мере, в зависимости от ин­ дивидуальных жизненных обстоятельств... Вторым фактором формирования ценностных отношений является непосредст­ венное проживание детьми этих отношений во взаимодействии с реальной окружаю­ щей действительностью... Третий фактор - осмысление самим субъектом содержания, форм проявления и общего значения ценности в жизни человека как таковой».1 В.А. Караковский в своих исследованиях отмечает, что воспитание должно строиться на определенной совокупности идеалов, ценностей. По его мнению, систе­ мообразующим фактором воспитательной системы могут стать общечеловеческие ценности: Труд. Знания. Культура. Отечество. Земля. Мир. Е В. Бондаревская акцентирует свое внимание на гармонизации общенацио- нальных и общечеловеческих ценностей, в основе которой, по ее мнению, должен ле­ жать культурологический подход. «Особый пласт духовности гражданина, - пишет она, - составляют общенациональные ценности В России как многонациональном государ­ стве это вопрос очень деликатный, тонкий, требующий учета многих факторов межэт­ нического взаимодействия. В то же время нельзя не отметить запущенность воспита­ ния в сфере национального самосознания российского менталитета, российского ду­ ха.»3 Н.Е. Щуркова, выдвигая идею социокультурологического подхода в воспитании, определяя воспитание ребенка “как восхождение его вместе с педагогом к культуре” вводит понятие “достойная жизнь”. «Три принципа, - считает она, - лежат в основании жизни достойного человека. . Первое основание жизни отражено в категории Добра. Она (эта категория) охватывает все, что является благом для “другого человека” ... Вто­ рым основанием жизни достойного человека является Истина: все, что объективно су­ ществует вне воли субъекта, протекает независимо от людских желаний... Третье осно­ вание жизни, достойной человека, - Красота. Определим ее как все то, что представля­ ет собой гармоническое сочетание формы и содержания в уникальном варианте. Кра­ сота всегда в единственном числе. Для красоты не нужны “тысячи роз” - достаточно одной...»4 Ряд исследователей, подчеркивая роль духовной культуры в формировании лич­ ности школьников, дают следующее определение понятия “воспитание” : «Воспитание - это питание человека всеми достижениями человеческой культуры...»5 Раскрывая ' Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998. - С. 37-38. 2Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно- воспитательного процесса. - М.: НМО ‘Творческая педагогика”, 1993. 3 Бондаревская Е В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педаго­ гика. - 1995. - №4. - С. 31. 4Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М : Новая школа, 1998.-С . 12-13. 5Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998, - С. 8 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz