Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-культурные ценности // Ученые записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава МГПИ (15-19 ноября 1999 г.) : [сборник научных трудов] / М-во образования Российской Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – Т. 1. – С. 12-25.

процесса в средней и высшей школах привели к разработке и включению в федераль­ ный стандарт новой научной дисциплины - культурологии. «Культурология - это гуманитарная наука о сущности, закономерностях суще­ ствования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры.» Культурологический компонент системы образования необходим для того, «чтобы соединить: 1) разрозненные гуманитарные знания в единое целостное пред­ ставление о мире, о человеке, его культуре; 2) для того, чтобы понять, осознать особен­ ности отношения к ценностям культуры и самой культурной деятельности как отдель­ ного педагога, так и конкретного педагогического коллектива, как отдельного ученика, так и класса, а также отношение к культуре родителей учащихся».1 Введение в 1994 году в образовательный стандарт педагогических вузов курса «Культурология» значительно улучшило гуманитарную подготовку будущих учителей к учебно-воспитательной работе в школе, создало больше возможностей для ориента­ ции школьников на духовно-культурные ценности. Однако более важным фактором, стимулирующим решение рассматриваемой проблемы, является осуществление давно назревшей задачи получения всеми россий­ скими детьми качественного, полноценного среднего образования. Девятилетнее базо­ вое образование, которое декларирует «Закон РФ об образовании», во-первых, не соот­ ветствует ни экономическим, ни духовным потребностям современного общества, во- вторых, не все дети его получают. Недооценка роли образования и науки в постсоветском государстве уже привела к тому, что мы потеряли лидерство в этой сфере, и существует реальная угроза «быть выброшенными» на задворки стран третьего мира. Было бы наивно думать, что научные знания сами по себе, автоматически без целенаправленной деятельности учителей и воспитателей, без их педагогического мас­ терства и использования современных образовательных технологий переходят в нрав­ ственные качества детей. Но знания, “очеловеченные” в процессе взаимодействия с детьми, подкрепленные нравственным примером наставников создают условия для ориентации детей на духовно-культурные ценности. Профилактика дезадаптивного поведения у подростков Н.А. Рычкова, К.П.Н., доцент Многочисленные эпидемиологические и психолого-педагогические исследова­ ния, проведенные нами в период 1990-1999 годы, отчетливо показали на наиболее па­ тогенное значение в формировании дезадаптивного поведения подростков таких фак­ торов как влияние родительской семьи на ранних этапах социализации, наличие опре­ деленного наследственно-конституционального или экзогенно-органического фона, предрасполагающих к становлению аномалий характера и личности. Нарушения пове­ дения при этом фиксируются рано. Эти данные позволяют установить критерии для выделения контингентов детей с высоким риском развития патологических поведенче­ ских расстройств, что может способствовать большей конкретизации психопрофилак­ тических мероприятий По полученным данным, патология поведения становится отчетливой к 10-12- летнему возрасту, отмечаясь обычно задолго до криминальных нарушений поведения Проявляясь сочетанием разного рода патологических поведенческих реакций, она, как 1Орлов В.Н. Культурологический компонент современного образования: Сб науч статей Че­ ловек и духовно-культурные основы возрождения России / Под ред Г П Выжлевцева и др. - Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996 - С 173 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz