Дранишников, В. В. От краеведческого подхода к национально-региональному компоненту содержания образования : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2001. – № 2. – С. 52-60.

52 В.В. ДРАНИШНИКОВ От краеведческого подхода к национально-региональному компоненту содержания образования (Историко-теоретический аспект) П ри всей кажущейся простоте понятие «школьное краеведение» имеет множество трактовок в научной и научно-методической литературе. Для объективного подхода к рассмотре­ нию сущности данной категории необходим экскурс в историю зарубежной и отечест­ венной педагогики. Возникновение школьного краеведения - закономерный результат развития европейской педагогической мысли. Его истоки уходят в те времена, когда на смену феодализму в Западной Европе шел более прогрессивный буржуазный строй, и, как следствие, возникали новые педагогические теории. В этот период шли поиски новых путей развития школы и преодоления средневековой схоластики, господствующей в обучении и воспитании. Отражением этих поисков явилась идея о необходимости использовать в обучении «местный элемент», впервые высказанная великим чешским педагогом Я.А. Коменским. Обоснованный им принцип природосо- образности воспитания давал фундамент для разработки не только краеведческих, но в будущем и экологических проблем. Дальнейшее развитие краеведческие идеи получили в теоретической и практической деятельности Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, В.-А. Дистервега и других выдающихся зарубежных педагогов. Конкретное воплоще­ ние они нашли впоследствии в немецкой и швейцарской школах в виде особого предме­ та - родиноведения. Истоки отечественной краеведческой литературы уходят в глубину веков. Уже первые русские летописи изобилуют фактами краеведческого содержания. Характеристика отдельных русских территорий русского государства содержится в рукописных книгах. В русскую школу краеведческие идеи на­ чали проникать в XVIII веке. Родоначальником отечественного краеведения заслуженно счита­ ется М.В. Ломоносов. Великий русский ученый явился инициатором широкого регулярного и многопланового экономико-географического изучения края. Он писал о «привлечении малых, а особенно крестьянских детей» к поискам «неизвестных руд, дорогих металлов и камней». Именно М.В. Ломоносов первым сделал попытку привлечь местное население, в том числе и детей, к изучению «малой Родины» и, прежде всего, ее минеральных богатств. Он составил первую своеобразную программу изучения края, которая состояла из тридцати вопросов анкеты. В ней отражались сведения о городах, губерниях и провинциях государства Российского. Анкета своим содержанием, практической направленностью заданий ставила взрослых и детей в позицию исследователей, будила их познавательную деятельность. Изучением отдельных территорий страны весьма интенсивно занималась созданная в XVIII веке Российская Академия наук, деятель­ ность которой в значительной мере связана с краеведением. Важно отметить, что к краеведению про­ являли интерес простые люди в самых отда­ ленных уголках Российской империи. Исследо­ ватель дореволюционной истории Кольского края профессор И.Ф. Ушаков в своих работах отмечает, что грамотные поморы, а их, в силу специфики социально-экономического и поли­ тического развития Кольского Севера, было значительно больше, чем среди крепостных крестьян центральной и южной России, вели свои записи, своеобразные «летописи» о собы­ тиях местной жизни, т.е. уже тогда были крае­ веды, или, как их называли, «краезнатцы». Среди местного населения любого района России всегда находились люди - носители самой подробной информации о своем крае: о жизни земляков, их ратных делах, об истории населенных пунктов, о животном и раститель­ ном мире «малой Родины». Существенный вклад в развитие школь­ ного краеведения внес выдающийся русский ученый-педагог К.Д. Ушинский. Он обосновал педагогическую целесообразность школьного краеведения в целом, а также возможность и необходимость изучения края на ранних этапах

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz