Дранишников, В. В. От краеведческого подхода к национально-региональному компоненту содержания образования : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2001. – № 2. – С. 52-60.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ i l обучения детей. Еще в 1867 году в статье «О необходимости сделать русские школы рус­ скими» К.Д. Уиганский писал: «Русский чело­ век менее всего знаком именно с тем, что к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится, а эти знания необходимы для каж­ дого человека, как умение читать и писать» [7, с. 358]. «Учитель учителей» ставил в пример учеников западных школ, где под руковод­ ством специально подготовленных учителей, по специально составленным учебникам ученик каждого маленького герцогства или кантона знакомится с языком, природой, географией своей ближайшей родины в связи с историей государства. Он указывает на школы Бернского кантона в Швейцарии, где в шестом классе изучается история этого кантона и биографии местных видных деятелей. Педагог утверждает, что такой курс совершенно необходим в русской народной школе. В своей учебной книге «Родное слово», написанной для начальной школы, он отводил «местному элементу» значительную роль, оценивая его как одно из важнейших средств наглядности и связи с окружающей жизнью. К.Д. Ушинский считал, что «местная река, с которой знакомит своих учащихся учитель... своим течением должна уже вывести дитя из ближайшей местности в обширное Отечество» [8, с. 319]. Идеи К.Д. Ушинского поддержал Н.Х. Вессель - педагог, публицист, государст­ венный деятель, занимающийся практическими проблемами организации народного образова­ ния в России. На страницах педагогических изданий, которые он ряд лет редактировал (журнал «Учитель», «Педагогический сбор­ ник», «Педагогический листок»), Н.Х. Вессель высказал несколько правильных, актуальных и для нашего времени идей. Высшим принципом воспитания Н.Х. Вессель считал принцип природосообраз- ности. Решающим условием преодоления отрыва школы от жизни, по его мнению, было широкое использование в обучении местного материала (вплоть до создания учебников для отдельных областей). Эти мысли разделяли видные педагоги того времени: Э. Петри, А. Соколов, Г. Иванов и др. Таким образом в русской педагогике ро­ дилась идея введения в школьную систему образования «родиноведения». Но особенно вырос интерес к познанию своей страны во второй половине XIX века в связи с бурным развитием капиталистических производительных сил. Это стимулировало развитие просвещения и школ, и как следствие, в России появилась возможность собирания краеведческих материалов, систематизации и научной обработки. К этому делу были привле­ чены школы и учителя. Так, известный деятель школьного просвещения в России Янкевич в «Наказе» о порядке «осмотра школ» (1877) требовал, чтобы предоставлялись подробные географические и этнографические сведения о местностях, «в коих открыты или открываются училища». Мысль о педагогической ценности и не­ обходимости использования краеведческого материала в обучении встречает поддержку у передовых представителей русской педагогиче­ ской мысли. Например, J1.H. Толстой на стра­ ницах журнала «Ясная Поляна» (1862) сетовал на то, что учитель сообщает учащимся сведе­ ния о Боварском государстве и странах Южной Америки и не имеет сведений о своем и сосед­ них уездах, чтобы передать их учащимся. Большое место в развитии идей краеве­ дения и методики преподавания истории в дореволюционной школе принадлежит методи- сту-историку В.Н. Уланову. В 1914 г. вышла в свет его книга «Опыт методики истории в начальной школе», в которой автор впервые в педагогической литературе применяет термин «краеведение» и отказывается от термина «родиноведение». В том же 1914 г. на VIII съезде учителей железнодорожных школ Восточной Сибири преподаватель географии, методист И.Н. Мань- ков, предложил выделить краеведение из родиноведения, ограничив второе непосредст­ венным, ближайшим окружением школы; к сфере краеведения отнести уезд, губернию, край. Родиноведение должно было осуществ­ ляться преимущественно в начальной школе путем непосредственного ознакомления с окружением школы. Для молодой Советской России характе­ рен процесс бурного многопланового развития школьного краеведения. Крупнейшие партийные и государствен­ ные деятели самым серьезным образом занима­ лись проблемами краеведения. Это обусловле­ но тем, что важнейшим принципом коммуни­ стического воспитания был принцип связи обучения и воспитания с жизнью и практикой коммунистического строительства. А краеведе­ ние является одним из средств осуществления этого принципа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz