Дранишников, В. В. От краеведческого подхода к национально-региональному компоненту содержания образования : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2001. – № 2. – С. 52-60.

60 • интенсивной интернационализацией эко­ номической, политической, культурной жизни современного мирового сообщества, которая предполагает формирование единых образова­ тельных стандартов или значительное их сближение; • наметившейся в мире тенденцией к склады­ ванию единого культурного и образовательного пространства, которая проявляется в сближе­ нии учебных программ, планов, сроков обуче­ ния, введении общих для разных стран учебных дисциплин (например, изучение персональной компьютерной техники), использование общих методик и т.д.; • очевидной ценностью воспитательного и образовательного опыта всех народов, насе­ ляющих ныне и населявших прежде нашу планету. Упомянутый выше процесс сближения народов и государств тесным образом коснулся Кольского полуострова и граничащих с ним стран, особенно северных провинций Норве­ гии. Существуют принципы отбора и по­ строения регионального содержания образова­ ния: «- региональное™ (ориентация на учет особенностей региона во всем учебно- воспитательном процессе); - гуманизации (широкое включение в ре­ гиональное содержание знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззре­ ния, создание условий для самопознания, саморазвития, самореализации развивающейся личности); - историзма (раскрытие исторической обусловленности тех или иных явлений, про­ цессов); - комплексности и интегративности (объ­ единение различных аспектов содержания в единое целое, формирование новой цельно­ сти)» [4, с. 32]. Кроме того, на формирование приоритетов национально-региональнонго аспекта содержа­ ния образования влияют следующие факторы: «- разнообразие этнонационального со­ става, языковой картины, традиций, обычаев, культурных особенностей, характерных для данного региона; - актуальность вопроса о национальном возрождении и национальном самоопределе­ нии; - становление гуманистической парадиг­ мы образования, его гуманитаризация; - смена целей образования с акцентом на формирование личности, способной действо­ вать и реализовывать себя в специфической для региона экономической и социокультурной среде; - диверсификация образовательного про­ странства региона (появление разных типов учреждений, инновационных моделей школ); опыт школьного краеведения» Д с. 68]. Уникальный характер природы Коль­ ского Севера, суровый климат, особенности исторического развития, ресурсный потенциал региона, своеобразие экономики необходимо учитывать и при формировании Программы перспективного развития образования Мур­ манской области, и в конкретной учебно- воспитательной работе каждой школы и каждого учителя. Литература 1. Базанов А.Г., Казанский Н.Г. Школа на Крайнем Севере. - Л.: Учпедгиз, 1939. 2. Вагин А.А. Методика обучения истории в шко- ле,- М., 1972. 3. Ворохова Зульфия. Национально-региональ-ный компонент: разработка и реализация // Народное образо­ вание. - 2000. - №6. 4. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика. - 2000. - № 8 . 5. Дранишников В.В. Некоторые аспекты теории школьного краеведения // Сб. науч. трудов: Развитие в обучении. - Мурманск: МГПИ, 1993. 6. Иванов В.П. Педагогические основы школьного краеведения. - Петрозаводск, 1966. 7. Ушинский К.Д. О необходимости сделать рус­ ские школы русскими: Пед. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1989.-Т . 2. 8. Ушинский КД. Родное слово: Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz