Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.

обязанностями, которые возложены на норвежский пароход и, кро­ ме того, назначить на этот пароход мирового судью, но с большей властью, чем предоставлено существующим мировым судьям»1. В 1871 году «Архангельские губернские ведомости» снова упо­ мянули о «своеволии норвежцев» и правовой беспомощности соот­ ечественников на промыслах как в Финнмарке, так и на Мурмане: «В настоящее время часто повторяющиеся жалобы на своеволие норвежцев не только в гаванях Финмаркена, но и на наших бере­ гах, доказывают, что поморы не пользуются взаимною равноправ­ ностью ни на чужих, ни даже на своих водах. Норвежец, в случае недоразумений или неудовольствия в сношениях с поморами, об­ ращается к своему начальнику или к русскому консулу, из которых первый находится в одном с ним городе, а последний - его соотече­ ственник. Помор должен обращаться к исправнику, который пра­ вит всем 500-верстным берегом, или к тому же русскому консу­ лу - норвежцу, часто не говорящему по-русски»2. Во Всеподданнейшем отчете за 1873 год, архангельский губер­ натор, между прочим, отметил, что в Норвегии граница террито­ риальных вод четко определена и приняты меры для ее охраны . А на Севере России не сделано не того, ни другого из опасения, что норвежское правительство может принять меры, ограничивающие права поморов в торговле с норвежскими портами, и потому реше­ ние вопроса о морских границах на Севере постоянно откладыва­ ется «до более благоприятного времени»3. К середине 1870-х годов в необходимости иметь в морях Север­ ного Ледовитого океана суда для крейсерства у русских берегов уже мало кто сомневался. Организация крейсерства теперь стала лишь вопросом времени и денег, но концептуальное видение того, каким крейсерство должно быть, оказалось различным. Приведем лишь некоторые мнения. Генерал-адьютант Константин Николаевич Посьет4для охраны звериных и рыбных промыслов на Мурманском берегу и у Новой 1АГВ. 1870. 19 авг. 2 АГВ. 1871. 17 апр. 3ГААО. Ф. 1. Оп. 9. Д. 512. Л. 80. 4К.Н. Посьет (1819-1899) - известный русский моряк и государствен­ ный деятель. В 1870 году командовал отрядом из 3-х судов (корвет «Ва­ ряг», клипер «Жемчуг», шхуна «Секстан»), совершил плавание до Но­ вой Земли (Морской энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 2 / Под ред. В.В. Дмитриева. СПб.: Судостроение, 1993. С. 544-545). 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz