Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.

Очевидная мысль, что одного судна даже для выполнения только одной - охранной - функции будет недостаточно, почему-то долго не появлялась в переписке заинтересованных сторон. Рассмотрение вопроса о пароходе было перенесено в столицу; там оно и прекратилось. Морское министерство согласилось с не­ обходимостью такого судна для Севера и выразило готовность причислить его «к судам флота». Но содержать судно в мирное время Морское министерство предложило в ведении Министер­ ства финансов, которое должно было взять на себя все издержки по его приобретению и эксплуатации. В Министерстве финансов не дали делу дальнейшего хода, когда выяснили, что расходы толь­ ко на приобретение судна составят не менее 76 тыс. руб. (столько стоило судно для Таможенной флотилии, взятое как образец). От­ каз мотивировался «встретившимся затруднением к ассигнованию потребной на сей предмет суммы»1. Летом 1870 года архангельский губернатор Н.А. Качалов, со­ провождая Великого Князя Алексея Александровича в его поездке по морям Северного Ледовитого океана, лично убедился, что коль- ская администрация «положительно не имеет» ни возможности, ни средств к наведению на Мурмане порядка как на берегу, так и в при­ брежных водах. Убедился он и в том, что в соседнем «процветаю­ щем» Финнмарке охрана территориального моря выглядит просто образцово. «Архангельские губернские ведомости», рассказывая о поездке Великого Князя Алексея Александровича и Н.А. Качалова, писали по этому поводу: «Несмотря на недостаточные средства Норвегии, она в продол­ жение всего времени промыслов содержит военную паровую ка­ нонерскую лодку, которая плавает между Хаммерфестом и нашей границей, разбирает все ссоры между промышленниками, а, глав­ ное, не позволяет русским промышленникам ловить на норвежских водах, что исполняется с величайшей аккуратностью. Пример этот чрезвычайно поучителен, и ему нужно последовать, но еще с не­ которыми дополнениями - у нас нет на Мурмане городов, а также нет устроенных для разбирательства судов и правильно организо­ ванной полиции... На основании этих соображений, на первое вре­ мя очень полезной мерой было бы назначение на время промыслов военного парового судна для плавания вдоль Мурмана с теми же 1Там же. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz