Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.

сгруппировало общественную жизнь большинства населения на берегах названных морей, и по той же причине на этих берегах рас­ положены некоторые уездные города губернии. Самым удобным сообщением между этими городами и другими населенными при­ морскими пунктами должно быть признано водяное, так как сухо­ путное возможно лишь исключительно зимой, а, между тем, до на­ стоящего времени не предпринималось никаких мер к устройству правильного и скорого проезда водою в означенные местности », - писал губернатор Николай Александрович Качалов капитану над Архангельским портом капитану 1 ранга Михаилу Алексеевичу Калугину в ноябре 1869 года. Губернатор тогда поручил М.А. Калугину предоставить ему конкретные технические сведения: какой мощности, осадки и раз­ меров должны быть пароходы для разъездов чиновников, чтобы «безопасно плавать» в море; сколько нужно иметь при них греб­ ных судов; какова должна быть численность их экипажей и т.п.?1. Капитан над портом выполнил данное ему поручение. В том же 1869 году архангельским губернатором Н.А. Качало­ вым «б видах ограждения прибрежных мест в сем крае от нор­ вежцев , которые, по имеющимся в то время сведениям, приезжали туда большими партиями для лова рыбы, было предположено учре­ дить военное паровое судно, которое содержало бы постоянное во время промыслов сообщение между становищами Мурманского берега , и на котором могли бы находиться: полицейский чиновник, судья, врач, священник и др. лица»2. С позиции дня сегодняшнего нельзя не заметить, что как архан­ гельские губернаторы, так и чиновники столичных министерств, обсуждая поднятый Н.А. Качаловым вопрос о приобретении па­ рохода «для Севера», видели его предназначение в одновременном выполнении двух, в общем-то, не совсем совместимых функций: охранной и разъездной. Было, как показал последующий опыт, ошибочно решено, что один-единственный пароход может раз­ возить чиновников по городам и селам побережья морей Север­ ного Ледовитого океана и постоянно находится в районе промыс­ лов, контролируя действия иностранных рыбаков или зверобоев. 1ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 1235. Л. 1-1 об. 2Труды Высочайше учрежденной Комиссии для рассмотрения пред­ положений по устройству Северного края в административном и эконо­ мическом отношениях. СПб., 1885. С. 57-58. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz