Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.

Земли рекомендовал учредить постоянную военную станцию в Коле. Там паровое судно должно было зимовать, чтобы иметь воз­ можность выйти в плавание уже ранней весной1. В таком случае судно успевало бы прибыть к Новой Земле вместе с норвежцами и пресечь их промысел; однако в Коле отсутствовала развитая пор­ товая инфраструктура, и потому даже небольшой ремонт судна мог вызвать массу затруднений. Архангельский губернатор Н.П. Игнатьев считал, что для прак­ тического осуществления мурманского крейсерства лучше «вы­ строить или приобрести» две винтовые шхуны и приписать их к Архангельскому порту, где они могли бы получать все снабжение, а в случае надобности - «исправляться». Об этом мнении он сооб­ щил министру внутренних дел в сентябре 1878 года2. Довольно оригинальные предложения по организации охранно­ го крейсера представил губернатору Н.П. Игнатьеву находящий­ ся при Архангельском порте корпуса штурманов штабс-капитан Евстафий Алексеевич Тягин. Учитывая сложные ледовые условия плаваний крейсеров (их должно было быть два), он полагал, что «крейсера предпочтительнее иметь деревянные, с двойной у ватер­ линии обшивкой, по примеру приходящих на Новую Землю рус­ ских и иностранных судов». Один из этих крейсеров должен был действовать в Карском море и отправляться к берегам Новой Земли одновременно с иностранными судами, чтобы не дать им «воров­ ски воспользоваться» ранними промыслами; другой должен был крейсировать у Мурманского побережья3. * * * В 1869-1870-е годы российские власти признали необходимым присутствие как минимум одного парового судна в Северном Ледови­ том океане, для наблюдения за иностранными промыслами (в первую очередь - у Мурманского берега) и для разъездов должностных лиц. Люди, компетентные в вопросах мореплавания в морях Север­ ного Ледовитого океана (К.Н. Посьет, Е.А. Тягин), особо настаи­ вали на том, чтобы крейсер имел возможность появляться на про­ мыслах у Мурмана и Новой Земли одновременно с иностранцами. Только соблюдение этого условия могло сделать плавания крейсера эффективным. Это условие, в свою очередь, могло быть обеспече­ 1АГВ. 1871. 17 апр. 2ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 1599. Л. 1,25. 3Там же. Л. 82-85. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz