Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

Глава 1 ОБРАЗЫ РУССКОГО СЕВЕРА В ИСТОРИОГРАФИИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ Основанием изучения пленэрной живописи Кольского Заполярья по­ служило отсутствие теоретического и научного материала по исследова­ нию уникального творчества мурманских живописцев и художников, ра­ ботавших над северным пленэром на Кольской земле с XVIII века по XX век. Политико-экономическая экспансия голландской буржуазии, искав­ шей новые торговые связи и стремившейся к захвату колоний, послужила непосредственным импульсом для создания довольно необычного понача­ лу вида пейзажного жанра - изображения иноземных видов. Наряду с кар­ тинами скромной природы Голландии, появляются и виды дальних север­ ных стран с их горами, водопадами, необычной для голландцев местно­ стью. Этому способствовали и географические полярные экспедиции в Арктику. Например, путешествие на Русский Север Ф. Баренца. В отличие от композиции голландских пейзажей, иноземные виды строились, как правило, на выделении наиболее эффективного многопланового мотива - цепочки остроконечных гор, экзотических водопадов, т.е. передаче дикой естественной природы малообжитых северных земель Швеции и Норве­ гии. Так, А. ван Эвердинген по зарисовкам, сделанным в Швеции, стал пи­ сать горные скандинавские пейзажи со скалами и бурными водопадами, которые пользовались большим успехом у публики. Даже другие его мас­ тера по гильдии, не бывавшие в Скандинавии, принялись тоже разрабаты­ вать эти сюжеты. Эвердинген создал несколько полотен на эту тему. Среди них: «Скандинавский пейзаж», «Шведский горный пейзаж с елями» (1647), «Норвежский пейзаж» и др. Они близки своим романтическим настроени­ ем нидерландскому пейзажу начала столетия, ярко воплотившему неукро­ тимый порыв и мятежную природную силу; проникнуты суровым духом природы Севера. Полотна были написаны с серебристым рассеянным ос­ вещением пасмурного дня и применением прозрачных теней, что харак­ терно для голландских пейзажей в целом. Это были первые опыты пленэ­ ра. Глубокое раскрытие чисто эстетической стороны ландшафта характер­ но для данного стиля. Отметим, что всё же появление скандинавских пей­ зажей было обусловлено преходящими моментами обстоятельств и моды. Только в XVIII веке пленэрная живопись начала своё творческое про­ движение в России. Само понятие «Русский Север» возникло в связи с уникальным древнерусским деревянным зодчеством Северо-Запада России с фресковой живописью и иконописью. Необычайное богатство средневе­ ковой культуры пришло на Кольский Север с новгородских, псковских зе­ мель и северного Поволжья в X веке. Всё это помогло зарождению и пей­ 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz