Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

зажной живописи на Севере в XIX столетии; конкретно-натурное и обоб­ щённо-возвышенное восприятие заполярного ландшафта способствовало активному развитию северного пленэра. Одним из первых глубоких исследователей искусства Русского Севера был вологодский историк искусства, критик, прозаик И.В. Евдокимов (1887-1941). Он участвовал в деятельности Северного кружка любителей изящных искусств и Вологодского общества изучения Северного края. Наиболее значительным его исследованием является книга «Север в исто­ рии Русского искусства» (1921), в которой автор впервые представил в це­ лом и законченном виде историю развития искусства на Севере от древне­ русского периода до XIX века. Являясь в 1920-е годы сотрудником веду­ щего московского журнала «Русское искусство», в статье «Искусство на Севере» он продолжает размышлять о прошлом и будущем своей малой родины: «Ясно совершенно, что глаза современника, в том числе северя­ нина, ждут “нового мира в искусстве”, невольно томятся, тоскуют. Важно движение. Художественная культура Севера в прошлом внушает надежду на будущее» . Наиболее конкретно затронутая нами тема отражена в эмоциональ­ ных воспоминаниях самих художников, первыми посвятивших свой труд служению Северу. Например, воспоминания живописца, первооткрывателя Севера А.А. Борисова «У самоедов»2. В сочинениях художника и писателя Н.В. Пинегина: «В ледяных про­ сторах», «Записки полярника», «Георгий Седов», «В стране песцов», «Но­ вая Земля»), хотя и в меньшей степени, прослеживается тенденция путе­ вых заметок, как и в более современной книге ленинградского живописца А. Яковлева «В семи сантиметрах от полюса», где он пишет о своём пре­ бывании на острове Шпицбергене. В 2008 году авторы книги «Художники-участники экспедиций на Крайний Север: Из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН (Культурное насле­ дие России) проделали уникальную работу. Был собран объёмный матери­ ал по северному пленэру Заполярья, который носит энциклопедический характер. В этой книге показаны работы художников, нигде ранее не упо­ минавшихся, побывавших на Севере и в Арктике; дан некоторый анализ их творчества со ссылками на авторитетные воспоминания известных худож­ ников и искусствоведов. Для более подробного ознакомления с материалом по пленэрной жи­ вописи с акцентом на северный пейзаж нами были просмотрены живопис­ ные произведения из отечественных государственных музеев, галерей и частных коллекций. Кроме того, особенно внимательно были изучены ма­ 1Воропанов В. Искусство на Севере // Красный север. - 2009. - № 6. - 22 января. 2 Борисов А.А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. - СПб.: Изд. А.Ф. Девриера, 1907; В стране холода и смерти. - СПб., 1909. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz