Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

осуществлён Ф.С. Мальцевой: «Пейзажная живопись второй половины XIX века», «Мастера русского реалистического пейзажа», «И.И. Левитан и пейзажная живопись 1890-х годов» и ряд других работ. Следует отметить монографию О.Л. Лясковской «Пленэр в русской живописи XIX века» (1966), написанную в период увлечения советского зри­ теля импрессионизмом, в которой рассмотрена роль пленэра в формирова­ нии романтического пейзажа XIX века. Проводятся исторические паралле­ ли с изобразительным искусством прошлых эпох с привлечением историо­ графии по пленэрным вопросам: работы Л.Б. Альберти, Леонардо да Вин­ чи, Э. Делакруа, Ф.Ф. Петрушевского, Н.П. Крымова и других. Эта про- блематакже затронута в исследованиях С.В. Коровкевич и Н.А. Яковлевой. Исследуя русское искусство XIX века, Г.Г. Поспелов в 1997 даёт оп­ ределение основной линии в развитии русского романтического пейзажа как мотив «приюта». Во вступительной статье к изданию «Куинджи»1 анализируется его пленэрный подход в пейзажах. Известный искусствовед М.В. Алпатов в своём труде «Из истории рус­ ской науки об искусстве. Этюды по истории русского искусства» внёс ощу­ тимый вклад в изучение и анализ творчества отечественных пейзажистов. Н.Г. Машковцевым написана книга «История русского искусства» (1978). В настоящее время некоторые исследователи рассматривают вопросы живописи на пленэре в целом во многих учебных пособиях: М.Д. Базанова, Г.В. Беда, В.В. Визер, В.А. Леднев, Н.Я. Маслов, С.П. Ломов, А.А. Янков­ ский, А.П. Яшухин. Отдельные аспекты обучения живописи в условиях пле­ нэра исследовались и в некоторых диссертационных работах (Васильев А.А., 1983; Криводенченко С.В., 2000; Усачёва С.В., 2001; Воронина Е.В., 2004; Макарова М.Н., 2004; Худогонова Е.Ю., 2004; Сухорукова Н.А., 2004; Фи­ липпов В.А., 1974). Но в них поставлены задачи, не затрагивающие специ­ фику исследуемой нами темы северного пленэра. Наиболее обширную группу представляют научно-популярные изда­ ния по всеобщей истории искусства, отдельные главы которых посвящены специфике данного жанра. Содержанием этих глав являются анализ общих проблем пейзажа, история развития данного жанра, краткая характеристи­ ка творчества отдельных его представителей. Данные труды несут много полезной информации и активно нами ис­ пользовались при подготовке исследования. Учитывая то, что они имеют общетеоретический характер в изучении пленэрной живописи и в них в крат­ кой форме поверхностно и не детально рассматриваются явления, имеющие непосредственное отношение к тематике нашей работы - северному пле­ нэру, анализ его зарождения и развития позволит нам полнее представить уникальную роль в этом процессе пленэра Кольского края и Арктики. 1Манин B.C. Куинджи. - М., 1976.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz