Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Литые ботала появились на Руси только в кон­ це XIX-начале XX веков, имея другую форму не­ жели колокольчик. Они были чуть сплюснутые и вытянутые книзу, что придавало им глухой, неяр­ кий голос. Делалось это вполне сознательно. В на­ роде было замечено, что волки, медведи и прочие звери, способные причинить вред скоту, боятся именно глухого, неприятного звука ботала и совсем не реагируют на звонкие, мелодичные голоса су­ венирных колокольчиков. А у ботала одна из ос­ новных функций - напугать, другая —помочь най­ ти заблудившееся животное. У Н. Златовратского читаем: «— Вишь, какие перезвоны от стада-то несутся! — заметил Антон, когда донеслись до нас... малиновые звуки от коло- колъцов и бубенцов, навешанных на шеях коров». Обратимся к детскому стихотворению Влади­ мира Степанова «Колокольчик и коза»: «Ветер травы наклонил,/ Колокольчик зазвонил/ Не пой­ му —откуда он,/Раздается в поле звон?/Прогля­ дел я все глаза:/В поле ветер да коза». Людмила Шикина создала поэтическую «Ле­ генду о серебряном городе», которая представля­ лась ей сказкой, но «...вот на вершине Памира/ Тот Колокольчики из Музея колоколов в г. Валдае Фото Н. Большаковой город сегодня открыт». А напомнил ей об этом гра­ де звук пастушьего колокольчика, который: На шее пугливой овечки, Бродившей вокруг шалаша, Смешной колокольчик весь вечер Серебряным звоном дрожал. Приснился мне городом светлым Тот звон, разбудивший дворы... А вот у И. Крылова в басне «Осел»читаем: «...чтобы он в лесу пропасть не мог,/ На шею при­ цепил мужик ему звонок». На Русском Севере перед выгоном скота в лес пастухами читался заговор, призванный защитить скот от лесного зверя: «Как сходится мир креще­ ный, народ Божий к звону колокольному, так же бы стекался и сбегался мой милый живот и крестьян­ ский скот на глас трубы и с лесу домой». У автора статьи О. Лаврова из Петрозаводска «Колокольчик в быту, обычаях и обрядах крестьян­ ского населения Заонежья» приведен другой заго­ вор и интересные сведения, связанные с обидчиком коров медведем. Заговор читался следующий: Егорий ты наш храбрый, Спаси ты нашу скотту: В поле и за полем, В лесу и за лесом. От волка хищного, От медведя лютого, От зверя лукавого. А с «медведем лютым» крестьяне Космозер- ского прихода расправлялись следующим образом: «По приговору схода для медведя, задравшего за лето двух и более коров, покупалось ведро водки, которое вкапывалось в землю рядом с мёртвой ту­ шей. Медведь, поев мяса, пил водку и засыпал, после чего на шею ему надевали сыромятный ремень со звонким колокольчиком. Зверь, проснувшись,метал­ ся по лесу, нигде не находя себе покоя от звона колокольчика, и погибал на четвёртые или пятые сутки» (Лавров, 2002. С. 2). Считается, что ямщицкие колокольчики роди­ лись из пастушьих, которые подвешивались под дугой лошади, на ее шее, оглоблях... В Музее колоколов и колокольчиков в городе Валдае наше внимание экскурсовод обратила на необычное ботало, сделанное в 1941 году из немец­ кой гильзы, а затем преобразованное местными жителями в пастуший колокол. 434

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz