Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬЧИКИ, БУБЕНЧИКИ ЗВЕНЯТ Колокольчик на коровьей вые Звякнул и пронзительно затих — То ли мертвых вспомнили живые, То ль жалеют мертвые живых... Инна Лиснянская. «На земле таежной, на острожной...» Упоминает о коровах и колокольчиках и А. С. Пушкин в повести «Дубровский». Когда его герой Кирилл Петрович Троекуров с дочерью подъез­ жали к имению Верейского, их взору представилась следующая картина: «Перед домом расстилался гус­ то-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками» (Пушкин, 1980. С. 506). Возможно, коровы у Верейского и были швейцар­ скими, но колокольчики —уж точно русские. Обратимся вновь к Сергею Образцову и его книге «Моя Кунсткамера», где он описывает не­ сколько пастушьих колокольчиков из своей кол­ лекции: «Был я в Болгарии и купил на рынке коло­ кольчики для овец. Они поменьше валдайских. Осо­ бенно эти три. Здорово звонят! Красиво! А в Голландии купил я колокольчики для коров. Если у фермера десять —пятнадцать коров, то все колокольчики на них звонят по-разному. Прямо ор­ кестр получается! А вот этот, здоровенный, я в магазине купил. Тоже в Голландии. Этот колокольчик, с большим кожаным хомутом, девятнадцатого века. Тяжес­ ти невероятной. Семь килограммов. Мне сказали, что он для трёхлетнего бычка. Непонятно только, зачем он ему. Шею-mo, наверно, сильно оттягива­ ет. Слабая женщина еле-еле поднимет такой ко­ локольчик...» (Образцов, 1990. С. 63). А. В. Рева в книге «Вятские колокола» пишет, что на Западе «...глиняный колокол неплохо служил при пастьбе коров, как, впрочем, и деревянные то­ ченые колокола. Точили колокола и из камня, и из металла» (Рева, 2003. С. 63). И вот автор книги, размечтавшись, однажды написал стихотворение о лепке колоколов: Мастерица, слепи мне колокол, Глиной звонкою угоди, Чтобы пела она, за обжигом, Как умеешь ты, последи! Мастерица, слепи мне колокол, Звон малиновый распиши, Чтобы он звучал по-над облаком Не для славы, а для души... Пастушьи колокольчики из коллекции Н. Большаковой У саамов Кольского полуострова, как, впрочем, и у скандинавских саамов, на шею упряжным оле­ ням также принято надевать келля. Преодолевая большие тундровые расстояния, пастуху гораздо веселее ехать под звук келля —самодельного мед­ ного колокольчика. У саамов вообще все медные вещи ценились очень высоко и оленьи медные ко­ локольчики в том числе. Упоминает таковой в сти­ хотворении «С первой упряжкой» саамский поэт Аскольд Бажанов: Рано, зорькою холодной, Когда еще не расцвело, Прибудет день оленевода С упряжкой первою в село. Чтоб колокольчик медью звонкой, Играя, искры высекал В неповторимом вихре гонки На гордой шее вожака!.. Пишет о саамском оленьем колокольчике и Александра Антонова в стихотворении «Зима», ко­ торая сравнивает звучание оленьей упряжки с «ухарской тройкой» из русской сказки: «Душа моя поет, и нету пут ,/И колокольчики по тундре толь­ ко...» и М. Андронов в стихотворении «Саамская свадьба»: Светят огоньками маленькие елки. Зимнюю мы свадьбу празднуем в поселке. Гости на оленях мчатся с перезвоном И везут подарки для молодоженов... 435

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz