Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬЧИКИ, БУБЕНЧИКИ ЗВЕНЯТ Все возвращается на круги своя. И вновь мы слышим звон валдайских колокольчиков, пускай сувенирных, а вот звон колоколов на звонницах — настоящий. Например, Иверскому монастырю на Валдае был сделан дар —колокол за здравие, как сообщает корреспондент газеты «Волхов» Ирина Кокоркина. Внушительный подарок был отлит на Воронежском заводе «Вера» специально для Ивер- ского монастыря и подарен женщиной из Санкт- Петербурга. Даритель по православной традиции не оглашается, но однако надпись на колоколе все же озвучивает ее имя: «Сей колокол преподнесен в дар пресвятой Богородице рабой Божьей Аллой» (Кокоркина, 2003. С. 2). ПАСТУШЬИ КОЛОКОЛЬЧИКИ Одним из древнейших типов колоколов явля­ ются пастушьи колокольчики. Самые ранние из них относятся к IV тысячелетию до нашей эры и были распространены в Месопотамии и Египте. Извест­ ны подобные изделия и в Древнем Китае (XVI-XI вв. до н. э.), Вавилоне (IX—VIII вв. до н. э.). У советского поэта Роберта Рождественского есть прекрасное стихотворение под названием «Швейцарские коровы», где как раз упоминаются эти самые пастушьи колокольчики, хотя нет, не ко­ локольчики, а целые колокола: Не зная о добре, не понимая зла , вышагивают сыто и твердо. На шеях у коров висят колокола — огромные звенящие ведра... <...> Мы слышим странный звон с утра и до темна, Колокола гудят беспрестанно. Ты думаешь: набат? Восстание? Война? Нет. Это возвращается стадо... Татьяна Глушкова в стихотворении «Покров­ ская башня» тоже упоминает пастушьи колоколь­ ца: «И стадо возвращается домой,/ Глухими коло­ кольцами гремит/да теплыми ноздрями шевелит». И мычит деревня В колокольном звоне... В. В. Турапин В Болгарии, в Родопске, как пишет Лидия Пеш­ кова «...каждый колокол - „чан“имеет свой голос. Для большей звучности мастера часто добавляли в сплав серебро; чаны были предметом гордости каждогородопского пастуха. Можно представить, какой перезвон стоял во время кочевья /» (Чешкова, 1989. С. 16). Сходны с ними пастушьи колокольчики древне­ греческие, этрусские, скифские VI -V веков до нашей эры. С тех пор они практически не изменились ни внешне, ни функционально. Подвязывались они на шею скоту и исполняли сигнальную и магическую функции, служили в качестве оберега от злых сил. В отношении этих колокольчиков человек, как ни странно, оказался наиболее консервативен. На Руси в древности и до сих пор пастушьи колокольчики называли боталами, или клепалами, так как они были не литыми, а клепаными из же­ леза или бронзы и склепывались (сшивались) по бокам заклепками. Это мог сделать любой кузнец у себя в кузнице. В Новгороде на раскопах было найдено ботало местной работы X века. В это вре­ мя русские мастера еще не могли самостоятельно отливать колокола, будучи зависимыми от евро­ пейских мастеров. Чтобы ботало работало — Надо ботало трясти. Удручен мужик заботою: Чтобы ботало работало, Надо телку завести!.. А. В. Рева. «Чтобы ботало работало...» 4 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz